Автоматизм снов. Онейроидные картины шизофрении
Больная Н. (архив 1992 г) по ночам в состоянии, промежуточном между сном и бодрствованием, стала видеть, что отец вводит ей внутривенно наркотик, от которого она испытывает блаженство. В последующие ночи при аналогичных обстоятельствах и таком же начале видений стала видеть, что она находится в доме, окруженном стаей собак или (в других снах) наркоманами, как те так и другие зовут ее выйти.
При этом она испытывает страх Затем стала видеть себя и своего молодого человека А. в образе собак: себя - белой, его - черной. В дневное время размышляла над своими ночными видениями, пришла к мысли, что они являются результатом колдовства соседки, матери ее подруги, у которой Н. «отбила парня». Соседка мстит за дочь, превращая по ночам их двоих, Н и А, в собак.
Якобы соседка, превратившись ночью в змею, влезает в комнату через форточку, а затем является ей под видом отца, вводит наркотик и вступает с ней в половую близость. В очередных «снах» стала отказываться от инъекции. По признанию пациентки, «боги» встали на ее защиту, противостоя наркоманам. В дальнейшей серии ночных «сновидений без сна» видела себя прекрасной «богиней» в блестящих одеждах в окружении таких же «богов», летала в Америку и другие страны.
Один из «богов», седой и «худой как смерть» старик, ею всецело руководил; чувствует это не только ночью, но и днем. Он наделяет ее особыми способностями к целительству Кроме того, он «взял на себя ее душу» - взвалил на себя бремя «бегать вместо нее по ночам собакой».
В данном случае сновидного автоматизма предпосылкой тотемистического превращения служит парциально-вредоносная магия, включающая введение вещества, изменяющего сознание. Типична для языческой архаики связь инцеста (сексуальной близости с отцом) с тотемистическим оборотничеством. На первый взгляд может показаться, что здесь отсутствуют контакты с миром мертвых, однако это не совсем так.
Ситуация визуального контакта зрителя, пребывающего в доме, с кем-то находящимся за пределами дома, а именно за окном (она находится в доме, окруженном стаей собак или наркоманами; как те, так и другие зовут ее выйти), символизирует контакт с потусторонним миром, возможно, с враждебным тотемным родом. «Полеты» также следует отнести к сфере потустороннего. Патрон инициации метафорически назван «худым как смерть». Поэтому и «оборотничество» в данном контексте следует понимать как насильственное препровождение души в чужой тотемный мир, ее испытания и посвящение там.
Если при анализе онейроидных картин руководствоваться целеполагаюшим смыслом посвятительного путешествия — достижением родовой идентичности, и использовать это знание при активном расспросе пациентов, то окажется, что тотемные черты их героя можно выявить даже тогда, когда сам сюжет не дает особых поводов подозревать их наличие.
Больной С (архив 1999 г) в состоянии ориентированного онеироида «путешествовал по разным мирам, в частности побывал в мире, где все происходит медленнее, чем у нас Есть миры с людьми роботами, с большими людьми и маленькими, с людьми, у которых стеклянные глаза, а также в мире мертвых». В последнем возле каждого из людей видел его двойника, который падал мертвым Сам пять раз умирал и возрождался На вопрос врача, не изменялась ли его внешность, пациент ответил, что обитатели иных миров воспринимали его «не как человека, а как собаку или дерево».
Общался с ними телепатически, ведомый и предупреждаемый Богом об опасности
Любопытно, в порядке некоторого отступления, провести аналогии клинического стереотипа развития онеироида из предшествующей одержимости на материале историко-публицистическом, в частности на примере этнокультурального феномена одержимости «икоткой», эпидемии которой были описаны в начале XX в. у зырян, жителей Пермской области (Урюпина М.Д., 1974). В конце 80-х годов того же столетия именно в Пермской области возникает феномен так называемого «М-го треугольника», «космической аномальной зоны» с массовым визионерством, паломничеством в эту зону и экстрасенсорными контактами с «внеземным разумом», с ощущениями у многих участников иных, отличных от земных, пространственно-временных характеристик «зоны», «паранормальных явлений» и т. п.
Откровения паломников с описанием данных им «свыше пророчеств» публиковались в то время чуть ли не во всех молодежных газетах бывшего СССР. Массовый психоз «М-ский треугольник» вполне мог бы служить моделью онеироида, возникшего не в индивидуальной, а коллективной психике и пришедшего на смену архаичным эпидемиям одержимости духом «икотки» на волне новых социально-политических катаклизмов и духовного кризиса народа.
- Читать далее "Шаманский полет. Шаманское сновидение"
Оглавление темы "Онейроидная шизофрения":1. Одержимость и синдром Кандинского. Пример одержимости при шизофрении
2. Символы одержимости. Причины одержимости при шизофрении
3. Тройной автоматизм. Этапы одержимость—онейроид
4. Смерть при континуиме одержимость—онейроид. Сопричастность при шизофрении
5. Автоматизм снов. Онейроидные картины шизофрении
6. Шаманский полет. Шаманское сновидение
7. Шаманский сюжет бреда при шизофрении. Пример шаманских сюжетов бреда
8. Мифология шаманского бреда. Периодизация сюжета онейроида
9. Сновидный автоматизм. Пример ориентированной шизофрении
10. Мифологическая конструкция шизофрении. Инициация мифологического бреда