Шаманский полет. Шаманское сновидение
Согласно М Элиаде (1998), расчленение тела неофита всегда происходит в аду или на Небе. Неофит проходит испытание заключением, мраком, адом, солнечной могилой, видит ад и рай. Патрон инициации заменяет внутренние органы неофита на свои, производя, таким образом, обмен ими
Австралийские жрецы во время «сна» юноши вскрывают «труп», меняют органы и вводят в него маленькую змею, воплощающую магические способности. Примечательно, что весьма сходные переживания испытывает шаман во время прохождения внутри тела больного или роженицы: он призывает на помощь духов, видит картины внутри маточного мира, населенного фантастическими чудовищами и животными, персонифицирующими страдание.
Частый элемент шаманского посвящения, равно как, по нашим наблюдениям, и многих галлюцинаторно-онейроидных картин, - созерцание собственного скелета. Я.В. Васильков (1988) отмечает: «Посвящаемый должен был довести себя до крайнего истощения, превратившись в кожу и кости». В.Я. Пропп (1986) говорит то же самое об испытаниях в лесу голодом и жаждой. М. Элиаде (1998) приводит аналогичные данные из других традиций.
Так, тантрические медитации и мысленные видения эскимосских шаманов сходятся в общей установке, нацеленной на созерцание собственного скелета, мысленное очищение его от мягких тканей, видение отрывания кожи от своего тела, отрезания головы, разрезания тела на куски (иногда пожирания тела зверями) с выходом из него пламени и одновременное представление того, что все это совершается «духами» или «богиней». А.П. Элкин (1994) подчеркивает: «Созерцание собственного скелета - важное медитационное упражнение, приравниваемое к посвящению с операцией отделения мяса от костей и освобождению от плоти». В Австралии знахарь берет посвящаемого на Небо, превращаясь в скелет, а уменьшенного до размеров ребенка посвящаемого держит в сумке.
По словам М. Элиаде (1998), «как отмечает психоаналитик и этнолог Г. Рохейм в книге «Венгерский шаманизм»: «Сны о полете являются центральным элементом шаманизма». Приобретаемые в результате мистического путешествия шаманские способности включают, по разным этнографическим данным, полеты, внезапное исчезновение и такое же внезапное появление, превращение в очень большого или очень маленького, изменчивость форм тела и его веса, умение вступать в контакт с духами природы, дар пророчества, целительства (изгнания злых духов) и ясновидения.
Сочетание аналогичных элементов при шизофрении встречается в структуре не только онейроидных, но и неразвернутых предонейроидных картин.
Больной Б (архив 2000 г), когда увидел в небе воронку из облаков, почувствовал, что его как будто что-то приглашало туда, тянуло вверх. Выбросил ключи от дома, чтоб ничего не брать с собой на Небо, но удержался Решил остаться на Земле для борьбы со злом. Было ощущение, что он то отрывается от земли, то приземляется. Земля под ним прогибалась и трещала, как будто он весил несколько тонн. Казалось, вот-вот провалится вниз — в ад, а сам будто бы увеличился в размере, и все вокруг тоже увеличилось.
Воздействие оказывалось не только на него, но и на родителей они периодически исчезали, становились то видимыми, то невидимыми, что объяснял «скачками» времени Без слов (мысленно) общался с птицами .Собаки лаяли на него и кусали, как будто в нем сидела темная сила Сбежал в лес. Там увидел сову, которая броском пыталась изменить маршрут следования машины Рядом с ним шел отец и рассказывал историю этого края (на самом деле, отец в это время был в городе).
«Голоса» двух друзей-индейцев, летящих в НЛО, мысленно сказали, что он, Б., высушил своей энергетикой все лиственные деревья в лесу. Примирились духи Земли и Неба благодаря, как ему тогда представлялось, ритуалу выкуривания «трубки мира», начиненной полынью, - это ярко визуализировалось в его сознании. Оказался в центре борьбы двух антагонистических сил Этот центр располагался посредине между двумя населенными пунктами О - полюсом людей белой магии и Н -полюсом людей черной магии. Должен был воевать на стороне светлых сил, но дальше воспоминания пациента о том периоде обрываются.
Уже после госпитализации слышит те же «голоса», которые обвиняют его в невыполнении задачи — предательстве белой магии в деле спасения человечества, и приказывают повеситься. Сам пациент представляет себе ад как место, где «человек убивается парадоксами и его тянет в петлю».
- Читать далее "Шаманский сюжет бреда при шизофрении. Пример шаманских сюжетов бреда"
Оглавление темы "Онейроидная шизофрения":- Одержимость и синдром Кандинского. Пример одержимости при шизофрении
- Символы одержимости. Причины одержимости при шизофрении
- Тройной автоматизм. Этапы одержимость—онейроид
- Смерть при континуиме одержимость—онейроид. Сопричастность при шизофрении
- Автоматизм снов. Онейроидные картины шизофрении
- Шаманский полет. Шаманское сновидение
- Шаманский сюжет бреда при шизофрении. Пример шаманских сюжетов бреда
- Азарт любви и жизни - она провокатор, а он авантюрист
- Мифология шаманского бреда. Периодизация сюжета онейроида
- Сновидный автоматизм. Пример ориентированной шизофрении
- Мифологическая конструкция шизофрении. Инициация мифологического бреда