Эрос и танатос в бреде. Элемент птицы при шизофрении

Следует обратить внимание на тематическое сближение Е. Эроса и Танатоса в бреде больного. Дж. Кэмпбелл (1997) описывает многообразные вариации ритуала смерти—любви в эллинских мистериях. Участие пациента (отвергнутого жениха) в свадебной церемонии способствует реставрации в его сновидно измененном сознании тематики загробных странствий.

Аналогично в славянских свадебных песнях повествуется о похищении жениха-Месяца невестой-Смертью. Кроме того, бытовал, а в ряде сельских регионов бытует и до сих пор, обряд переодевания на свадьбах, имевший целью обмануть Смерть. Пациент, подражающий кумиру, которого «полюбила Смерть», бессознательно идентифицируется с ролью такого же фольклорного жениха, похищенного Смертью.

Распитие спиртных напитков, помимо дополнительного экзотоксического влияния на эскалацию психоза, выполняет еше и своеобразную символическую функцию, напоминающую ритуальное потребление хмельных зелий во время инициации.

Поведение «называния вещей», в частности подробностей полового акта в системе инвектив, типологически соответствует обретению сакрального знания об Эросе, обязательному для юношеских обрядов переходу, табуированная речь при этом выполняет функцию магического овладения предметом. Акт плевания описан В. Тэрнером (1983) в качестве ритуальной имитации соития у африканских племен.

эрос в бреде

Чередование речевого поведения с эпизодами мутизма и языка жестов, верчение вокруг стола, традиционно считающегося во всех культурах священным местом, запрет на смех, умывание и разглашение тайного знания, типичный срок испытания — 3 года («...мне придется лежать здесь 3 года»), мотив морального суда (по телевизору показывали хронику его жизни), а также сообщение тайного имени («желтый дракон») содержат все тот же инициационный подтекст.

При вступлении в мир мертвых герой переживает возрастной регресс: он принимает облик зародыша, что также характерно для идеологии посвящений. Обычай хоронить в эмбриональной позе (в форме полумесяца) был широко распространен во многих языческих культурах, поскольку умирание мыслилось как новое рождение и соотносилось, по аналогии, с фазой убывающей луны, которой вскоре предстоит «заново родиться» С месяцем у индоевропейских народов был тесно связан и фаллический культ.

Узнаваем и такой элемент ритуала, как дуальная организация его участников, представленных помощниками-артистами и их демонизированными противниками. От последних герой претерпевает настоящие пытки, хотя он не всегда говорит об этом как о завершенном действии, а только как об угрожающем («могли завязать кишки в узел»).

Перипетии героя в загробном мире и широкий спектр его благоприобретенных функций (маг, оракул, оборотень, целитель) несут в себе печать шаманского посвящения. Животное помощник в истории больного Е подменено техногенным символом птицы — самолетом, с которым он неизбежно отождествляется как исполнитель одноименной песни «Як-40», но функциональный смысл подмены остается прежним, ибо по возвращении герой способен «понимать птичий язык».

В.В. Евсюков (1988) указывает, что развитие мифологических образов в историческом времени происходит путем их расщепления. В наиболее древних эпических текстах герои, прежде чем попасть в иной мир, проходят стадии животных (тотемных) превращений, представленных чаще всего конем или птицей. Но в более поздней интерпретации образ делится пополам: конь и птица как бы отходят от человека и вместо человека-животного действуют уже два персонажа - человек и животное-помощник, так и в случае больного Е. — это он сам и «железная птица» (самолет).

- Читать далее "Артисты и гипнотезеры в бреде. Мифы о космической битве при шизофрении"

Оглавление темы "Мифологические особенности шизофренического бреда":
1. Описание ритуала перехода при шизофрении. Шаманское (мистическое) посвящение при шизофрении
2. Пример шаманского посвящения. Больной с клиникой мистического посвящения
3. Значение ворона в бреде. Бред потусторонних страданий
4. Пример кататоно-онейроидного синдрома. Пример человека-оборотня в бреде
5. Волки в мифологии. Персональный мифологический бред волков при шизофрении
6. Бред отвергнутого жениха при шизофрении. Пример психоза отвергнутого жениха
7. Круговая вертикаль при шизофрении. Бред спирали жизни
8. Эрос и танатос в бреде. Элемент птицы при шизофрении
9. Артисты и гипнотезеры в бреде. Мифы о космической битве при шизофрении
10. Образ летучего дракона в бреде. Пример психического автоматизма
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.