Бред отнятия тела. Миссия родоначальника в бреде
Обратим внимание в переживаниях первых лет заболевания у Г. на знаковую деталь, являющуюся прообразом будущего бреда отнятия (поедания) тела: пациентка — «хлеб», которую «режет» ее отец, находящийся под воздействием мужа. Прослеживается эстафета одной и той же функции в последовательности «муж — отец — главная мужская тень».
Мы видим, что явления одержимости в бредоконструкциях демиурга часто бывают привязаны либо к процессу еды, при этом объекты одержания проникают вовнутрь тела больного вместе с пищей, либо они привязываются к зрению, процессам поглощения света и зрительных образов. Е.Н. Каменева (1971) описывает нечто подобное тому, что мы видели у Г., у наблюдавшегося ею больного шизофренией К.
К , 53 года, болеет с 29 лет Отмечался персекуторный бред за ним наблюдают, вкладывают мысли с помощью гипноза, сенестопатический автоматизм, говорит: «В животе сжатие, как будто ткани разрываются, из-за этого одни чувства уходят, другие приходят»
Последнее время у него «нет крови, нет пищевода, пища идет не в желудок, а мимо».
В животе у него «преграда, мешающая есть», вследствие чего отказывается от еды. Из этой же преграды исходят «голоса», запрещающие есть, называющие его преступником, грозящие уничтожить его Около глаз видит людей, когда глотает - они «проваливаются внутрь» То, что также проваливается «внутрь, в преграду» стоящий перед ним образ женщины-врача, кажется, что «поедает ее». Иногда эти образы как-то входят в зрение помимо воли Если поест, «пища ложится на сердце и появляются образы знакомых и ответственных людей», иногда «в голове глазами внутрь», иногда в животе в области «преграды».
После еды в голове или в животе проносятся образные воспоминания прошлой жизни «Свет от электрической лампочки проникает внутрь в виде огня» Преграда бывает «то светлее, то темнее, и так же в это время на душе»
Как видно, в бреде К. нет намека на то, что больной играет роль производителя или родоначальника, однако совпадения с бредом Г. очевидны.
Еще один наш больной (Т.) с галлюцинаторной парафренией из когорты G обнаруживал в бреде такое же сочетание антропофагии с антропогонией, между которыми справедливо заподозрить ту же причинно-следственную обусловленность.
Больной Т, 41 год (архив 1991 г), украинец Заболел в возрасте 20 лег испытывал «пустоту в голове», «потерю чувств», затруднение в мышлении, ощущение, что «язык не двигается».
В связи с этим отмечались страхи, идеи отношения («все смеются»), агрессивное поведение Спустя 5 лет в содержании слуховых галлюцинаций стал слышать, что его «раздвоили», «расчетверили», чувствовал себя под чьим-то воздействием, «как мумия во сне» Постоянно звучит тема измененности своего тела
Обвинял медперсонал больницы в воздействии электротоком, спинномозговыми пункциями, из-за чего чувствовал «проваливание куда-то» В 1983 г отмечался нигилистический бред якобы его, Т., уже нет, и «все окружающее сейчас должно исчезнуть» Затем стал заявлять, что по телевидению ежедневно «разворачивают всю его генетическую информацию», он «виден во всем насквозь» С него «сняли все, что было, даже младенческую голову, и сказали, что это инволюция», мать вытягивает его «инволюцию» Над ним «производят опыты», из его «глаз выскакивают умершие родственники».
Последний год обвиняет медсотрудников в том, что они «бросают части человеческого тела в пищу и она дурно пахнет», отказывался от еды «Евреи, врачи, генералы вытягивают из моего генного аппарата гормоны для омоложения и вечной жизни» В мышлении резонерство, неологизмы Говорит о себе «Я - уни», «Я - мамми всего отделения», «На мне вывели жизнь отделения»
Неологизмы Т. явно образованы по созвучию с известными терминами иноязычного происхождения и отражают декларируемую в бреде миссию родоначальника. Приблизительно их можно расшифровать как «уникальная, единственная мать всех обитателей больничного отделения». Идеи расчленения тела, похищения генетического кода вписываются в мифологему творения людей из тела демиурга.
Миссия родоначальника, особенно на ранних этапах формирования бреда, может переживаться больными как бремя, испытание, результат совершаемого над ними насилия, а форма ее воплощения сохранять больший или меньший натурализм. Случай М. (приводится ниже) любопытен тем, что мифоконструкция бреда этого больного по сути идентична той, которую мы видели у пациентов Г. и Т.: у него также доминируют идеи отнятия биологического материала, производимого с целью размножения.
Благодаря тому, что его бред не столь «зашумлен» (представленность галлюцинаторного компонента минимальна, нет бреда одержимости) и по характеру он ближе к интерпретативному, образ родоначальника в бредовом сюжете формируется более поступательно, что в сочетании с хорошей вербализацией позволяет лучше рассмотреть психодинамические связи внутри архетипа.
- Читать далее "Авторитарность в семье при шизофрении. Феномен отнятия тела"
Оглавление темы "Особенности архетипа демиурга":1. Каннибализм в бреде. Бред всемирного отцовства
2. Персекуторный бред при шизофрении. Государственная доктрина в бреде шизофреника
3. Парафренизация при шизофрении. Мужчины в женском бреде
4. Колдовство мужчин в женском бреде. Языческая идея реинкарнации при шизофрении
5. Мотивы инкубов и суккубов в бреде. Ритуал переруга при шизофрении
6. Бред отнятия тела. Миссия родоначальника в бреде
7. Авторитарность в семье при шизофрении. Феномен отнятия тела
8. Первоначальный бред ревности. Характеристика архетипа демиурга при шизофрении
9. Пример демиурга у Ясперса. Шизофрения Йозефа Менделя
10. Бред курортника. Образ монолизы при шизофрении