Тотальный аутометаморфоз бреда. Магия бросания при шизофрении

Комментарием к приведенному случаю может служить описание Э Крепелиным (1891) бредовой системы, в которой «...рот и задний проход срослись; кости заменены палками; тело сделалось стеклянным, железным; в теле сидит живое существо; все внутренности удалены... появляется идея об обращении в мертвое состояние».

Подобное совпадение «уроборических» бредовых конструкций даже в деталях фразеологии и лексики у больных разных исторических эпох и разных регионов проживания лишний раз доказывает, что мы имеем дело с проявлениями инвариантного, закрепившегося в историогенезе мифологического паттерна. Ему соответствуют аналогии, присутствующие в шаманских ритуалах.

По сообщению М. Элиаде (1998), при посвящении в шаманы тело неофита как бы «разрывается, жидкости выпускаются, а затем кости скрепляются железом»; австралийские маги бросают в посвящаемого камни из пращи; у меномини неофита побивают магическим предметами, а затем воскрешают. В нашем тексте применены три вида маркировки: 1) подчеркиванием выделены те фрагменты, которые относятся к феноменам «отнятия» частей тела и функций; 2) жирным курсивом обозначены факторы психофизического воздействия — перечисление тех предметов, которыми оно опосредуется; 3) двойной маркировкой — жирным с подчеркиванием, выделены те фрагменты, которые отражают результаты воздействия — феномены аутометаморфозы и одержимости.

аутометаморфоз бреда

Самобытность истории больного Р. состоит в том, что его тотальной аутометаморфозе длительно предшествует аутометаморфоза отдельных органов и частей тела, по существу не отличимая от одержимости. При сличении фрагментов с разной маркировкой прослеживается тенденция специфичных для симпатической магии причинно-следственных отношений: феномены «отнятия» тела или функции являются прологом к физическому, материально опосредованному воздействию на тело, а это, в свою очередь, приводит к замене функции чужеродной функцией и замене тела искчючительно только на те объекты, которыми опосредовалось воздействие.

При этом символика заместительных элементов — животного {змея), органического {экскременты) и неорганических {стекло, металл, резина, пластмасса, песок), имеет общую тотемную основу — земля. Это подтверждается преобладанием элемента земли в структуре тотальной аутометамор-фозы в позднем периоде болезни, а также бредовыми идеями больного о паразитировании других людей на его теле, возникающими по ассоциации с эксплуатацией людьми земли.

Так, на начальном этапе своей болезни (первое десятилетие) пациент испытывал ощущение связанности тела веревками (сенсорно-кинестетический автоматизм). Спустя еще десятилетие он утверждает, что вместо сухожилий у него «веревки». Складывается впечатление, что данный предмет, некогда контактировавший с телом, интериоризируется в тело магически.

Ощущения чуждости своего тела, функций дыхания, пищеварения, отнятие частей тела и органов, изменение антропометрических характеристик тела (роста) сменяются в скором времени идеями физического воздействия на тело ударами палки, трупным воздухом, электротоком, укусами змеи, бросанием в него стеклом, металлом, пластмассой, резиной, фекалиями, камнями, песком, мертвыми птицами. В результате этих манипуляций достигается эффект, который бывает только при контагиозной магии бросания больной испытывает одержимость (замену частей тела) палкой, стеклом, металлом, пластмассой, резиной, фекалиями, змеей, землей. Он также ощущает «наэлектризованность» и «намагниченность» тела — свойства электромагнитного поля Земли. Воздействие женщины сменяется идеями одержимости женщиной, что отвечает материнской сути хтонического тотема. Как и в архаическом мире, здесь отнятие души всей личности или отдельного ее телесного органа как бы «расчищает место» для внедрения постороннего агента.

- Читать далее "Возрастной регресс при шизофрении. Превращение частей тела в материал в бреде"

Оглавление темы "Шизофренический бред":
1. Острый шизофренический приступ Йозеф Менделя. Клиническая феноменология демиурга
2. Речевые конструкторы бреда. Паттерн демиурга в парафрении
3. Он является еще человеком, но уже умершим. Второй этап МРК
4. Четвертый этап МРК — инсценировка. Пятый этап МРК — магическое воздействие
5. Вселение в шизофреническом бреде. Заключительный этап МРК (IX) — духовное обогащение и повышение ранга
6. Архетипы героев персонифицирующих космические объекты. Маски предков в мифах
7. Уроборические темы в бреде. Пример срастания рта и заднего прохода при шизофрении
8. Тотальный аутометаморфоз бреда. Магия бросания при шизофрении
9. Возрастной регресс при шизофрении. Превращение частей тела в материал в бреде
10. Физическое воздействие в бреде. Архетип матери Земли при шизофрении

    О сайте:

  1. Поиск по сайту
  2. Контакты и пользовательское соглашение

    О сайте:

  1. Контакты и пользовательское соглашение