Ноэтик терапия при катетеризации сердца

Во время инвазивных диагностических процедур и чрескожного вмешательства пациенты, как правило, бодрствуют. Переживания во время ожидания этой процедуры, мысли пациента о возможных инсульте, ИМ и легальном исходе индуцируют эпизоды ишемии. Сочетание эмоционального стресса с физическим дискомфортом может стимулировать развитие патологических реакций, которые нарушают ход вмешательства и могут привести к осложнениям.

Целесообразным дополнением к ведению таких больных могут стать методы релаксации, социальной поддержки и воздействия на духовную сферу. Парадигма ноэтики (интеллектуальной помощи), в которую интегрированы милосердие, любовь, взаимопомощь, заживляющее прикосновение, вера, музыка, свет и даже архитектура окружающего пространства, заключается в потенциальной возможности воздействия на процессы, происходящие на клеточном уровне за счет неосязаемых механизмов, а также на восприятие, психологический комфорт и даже на клинические исходы.

Ноэтик-терапия. Ноэтика (например, ментальная или интеллектуальная) включает широкий спектр дисциплин, которые направлены на использование духовных возможностей человека или скрытых резервов, таких как жизненная энергия (Чи), в т.ч. Ки гонг, Рэйки, исцеляющее прикосновение, молитва о здоровье, музыка, визуализация, релаксация, пранаяма (расслабляющее брюшное дыхание) и др.

В наблюдательных исследованиях применения метода управляемого воображения, релаксационных методов и музыки при инвазивных рентгенологических процедурах были отмечены анальгезирующий эффект, измеряемый по субъективной шкале боли, и снижение потребности в наркотических веществах.

Крупнейшим исследованием применения этих методов в условиях отделения катетеризации сердца стал проект MANTRA (Monitoring and Actualization of Noetic Trainings). В пилотном исследовании MANTRA 150 пациентов с ОКС, которые нуждались в помощи в условиях специализированного отделения для коронарных больных (ОКБ) и которым были показаны срочная (но не неотложная) катетеризация и ЧКВ, рандомизировали в 5 групп: группу стандартной терапии и 4 группы методов поэтики (управляемого воображения, исцеляющего прикосновения, релаксации и молитвы о заступничестве на расстоянии).

Пациенты, рандомизированные в группу стандартной терапии и группу молитвы на расстоянии, не знали о своей принадлежности к соответствующей группе, а пациенты групп управляемого воображения, заживляющего прикосновения и релаксации работали с обученным инструктором по модели открытого вмешательства до проведения катетеризации или ЧКВ.

Из-за ограничений пилотного исследования (малый размер, один центр, параллельное воздействие нескольких методов без возможности оценки синергических эффектов) запланировано и проведено исследование MANTRA II с мощностью, достаточной для получения достоверности различий при воспроизведении 30% эффекта лечения.

Сравнение лекарств и растительных препаратов

MANTRA II представляло собой многоцентровое исследование с участием 748 пациентов, которым ЧКВ выполняли в плановом порядке, а в течение 6 мес оценивали динамику следующих показателей: основные тяжелые нежелательные явления со стороны сердечно-сосудистой системы, госпитализации и летальность. Все показатели были включены в комбинированную конечную точку.

Вторичные конечные точки отличались от первичной временными периодами и сочетанием показателей после стентирования и включали тяжелые нежелательные явления со стороны сердечно-сосудистой системы во время госпитализации, повторные госпитализации и летальные исходы в течение 6 мес. Следуя парадигме исследования, согласно которой вмешательству предшествовали поэтические процедуры как у постели больного, так и дистанционно, всех пациентов рандомизировали 1:1 в группу молитвы на расстоянии с использованием 2x2 факториального дизайна в дополнение к рандомизации 1:1 всех пациентов в группу открытого ноэтического вмешательства у постели больного.

Таким образом, 25% пациентов получили оба поэтических вмешательства, 25% — ни одного (группа стандартной терапии), 25% — только вмешательство у постели больного, а 25% — только вмешательство на расстоянии, о котором пациент не знал. Для проведения вмешательства у постели больного каждому врачу-исследователю нужно было иметь сертификат метода исцеляющего прикосновения I уровня.

Поскольку у пациентов исследования MANTRA II ЧКВ была плановым вмешательством, то период вмешательства был продолжительнее и составлял 45 мин. Ноэтическое вмешательство в MANTRA II включало развитие взаимопонимания и расслабляющее абдоминальное дыхание в сочетании с музыкой, визуализацией и терапией заживляющим прикосновением. Музыку воспроизводили на аппаратуре Sony Walkman с использованием двойных наушников так, чтобы врач и пациент могли слышать ее одновременно, затем был сеанс исцеляющего прикосновения на фоне музыки. По желанию пациента он мог остаться в наушниках и слушать музыку во время катетеризации.

Вмешательство молитвой на расстоянии у 60% первых пациентов, включенных в MANTRA II, было таким же, как и в пилотном исследовании (молитвы представителей различных конфессий, в разное время), однако число молящихся увеличили до 8-12. Последней группе пациентов, включенных в исследование, продолжительность молитвы увеличили, добавив еще одну группу молящихся из 12 чел., которые молились за 12 чел. первой группы, которые, в свою очередь, молились за пациента с конкретным именем (так называемый усиленный подход).

Ни молитва на расстоянии с использованием двойного слепого метода, ни поэтическое вмешательство у постели больного, ни комбинация этих вмешательств не оказали влияния на комбинированную первичную конечную точку, которая отмечена у 37% пациентов. Однако авторы заметили, что молитвы членов семьи, друзей и священников вне протокола увеличились с 39% в пилотном исследовании MANTRA до 89% в популяции плановой ЧКВ в MANTRA II.

Хотя в группу усиленной двухэтапной молитвы попала небольшая доля пациентов, в этой группе отмечена тенденция к снижению вторичной конечной точки в виде повторных госпитализаций и летальных исходов в течение 6 мес, что, вероятно, позволяет предположить наличие порогового эффекта молитвенной терапии.

В дальнейших исследованиях, направленных на поиск возможностей повышения комфорта пациента в условиях отделения катетеризации сердца или улучшения клинических исходов, ассоциированных с инвазивными процедурами у пациентов с ССЗ, следует учитывать общую точку зрения о взаимосвязи между соматическими патофизиологическими процессами, эмоциональным и духовным статусом, часто обозначаемым как равновесие ума, тела и духа, а не только аллопатическую техническую перспективу.

В рамках психонейрофизиологии человека возможно воздействие на боль, сосудистый тонус, активность тромбоцитов и иммунные воспалительные реакции. Таким образом, можно разработать новые стратегии оказания медицинской помощи, системно использующие скрытые возможности человеческого организма, которые в настоящее время интегрированы как культурный феномен, а не как научно обоснованные подходы.

С точки зрения глобальной перспективы вопрос не в том, чтобы заменить инвазивные интервенционные технологии на методы ноэтической терапии, а в том, как дополнить оптимальные технологии уникальными эндогенными ресурсами, т.е. создать оптимальную лабораторию катетеризации сердца, представляющую собой храм медицинской помощи «высокие технологии — высокое прикосновение». При отсутствии доказанных механизмов, посредством которых можно было определить эффекты от таких вмешательств, систематическое изучение безопасности и эффективности останется основным механизмом интеграции дополнительной и альтернативной медицины (ДАМ) в отделение катетеризации сердца.

- Читать "Альтернативная медицина в отделении интенсивной терапии (ОРИТ)"

Оглавление темы "Альтернативная медицина в кардиологии":
  1. Структура и этапы программы кардиореабилитации
  2. Задачи дополнительной и альтернативной медицины (ДАМ) в кардиологии
  3. Народные методы лечения стресса при сердечно-сосудистых заболеваниях
  4. Народные методы снижения давления. Чеснок при артериальной гипертензии
  5. Народные методы снижения холестерина. Жевательная резинка Guggulipid
  6. Народные методы лечение периферических сосудов и венозной недостаточности
  7. Народные методы лечения сердечной недостаточности
  8. Влияние БАД на антикоагулянты и свертываемость крови
  9. Ноэтик терапия при катетеризации сердца
  10. Альтернативная медицина в отделении интенсивной терапии (ОРИТ)
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.