Изучение патологии в Древнем Египте и Индии. Медицина Древней Индии

Первые попытки объяснить развитие и возникновение болезней с материалистических позиций были сделаны врачами, жившими и работавшими в древнейших центрах цивилизации и культуры — Египте, Индии, Китае, Греции. По их представлениям человеческий организм — сочетание различных материальных компонентов, встречающихся в окружающей природе (земля, вода, воздух и огонь).
Считали, что возникновение и развитие болезни связано с нарушением взаимодействия и соотношения этих компонентов.

В Древнем Египте дано одно из самых ранних (конец четвёртого - начало третьего тысячелетия до н.э.) описаний нарушений функций некоторых органов, в частности мозга и сердца, и их роли в развитии патологии. Считали, что повреждение головного мозга вызывает болезненное состояние других частей тела (например, паралич конечностей). Особая роль в жизнедеятельности организма отводилась сердцу.

Египтяне владели искусством определения болезней по пульсу, который они наблюдали в различных точках тела. Более того, они считали, что ведущее место в жизнедеятельности организма занимают кровь и «пневма» — неведомое и невесомое вещество из воздуха, при вдохе поступающее в лёгкие, затем в сердце и разносимое по организму кровью, нарушение соотношения их приводит к развитию болезни.

патология в древнем египте

Это положение послужило основой для создания двух общепатологических концепций — гуморальной и пневматической. Полагали, что многие вредные вещества, изменяющие кровь и «пневму», содержатся в продуктах питания, в результате чего сформировалось представление о целебности «очистительных» процедур (рвотные, клизмы, мочегонные, потогонные и др.), а для удаления «испорченной» крови рекомендовали кровопускание.

В трактатах «Чарака-самхита» (I-II вв. н.э.) и «Сушрута-самхита» (IV в. н.э.) приведены подробные описания морфологических изменений при 136 болезнях; тем не менее жизнедеятельность организма объясняют через взаимодействие в нём трёх основных субстанций — воздуха (ветра), огня и воды. Носителем воздуха в организме считали дыхание («прана») — основа всех жизненных явлений. Огонь, как полагали, распространял жизненное тепло через жёлчь, а носителем воды считали слизь.

Под здоровьем понимали рациональное соотношение трёх этих субстанций, обуславливающее правильное совершение жизненных отправлений тела, нормальное состояние органов чувств и ясность ума. При этом признавали, что действительно гармоничное сочетание трёх субстанций в организме встречается крайне редко. Сильные отклонения от состояния равновесия (вследствие нездорового питания, плохой воды, злоупотребления вином, физического перенапряжения, изменений погоды, нарушения режима и образа жизни) вызывают болезнь.

- Читать далее "Медицина Древнего Китая. Этапы развития патологии в медицине Древнего Китая"

Оглавление темы "Основатели патологии в медицине":
1. Патология. Предмет патологии
2. Изучение патологии в Древнем Египте и Индии. Медицина Древней Индии
3. Медицина Древнего Китая. Этапы развития патологии в медицине Древнего Китая
4. Солидарная концепция организма. Платон и Аристотель в медицине
5. Гален и Авиценна в медицине. Медицина в эпоху Возрожденья
6. Ятрохимическое направление медицины. Работы ван-Гельмонта в патологии
7. Рудольф Вирхов в медицине. Возникновение патологической анатомии
8. Отечественная школа патологии. Виктор Васильевич Пашутин
9. Ученики В.В. Пашутина. Александр Богданович Фохт
10. Владимир Валерьянович Подвысоцкий. И.Г. Савченко в патологии

    О сайте:

  1. Поиск по сайту
  2. Контакты и пользовательское соглашение

    О сайте:

  1. Контакты и пользовательское соглашение