Солидарная концепция организма. Платон и Аристотель в медицине

В этот же период времени параллельно формировалось иное направление в медицине, согласно ему причиной болезни считали нарушение плотных структур и составных частей организма — солидарная (от латинского solidus — твердый) концепция. Мотивом для формирования этой гипотезы послужило созданное в этот период времени Демокритом (460 г. до н.э.) первое атомистическое учение.

Он считал, что все природные тела, в том числе и человек, состоят из мельчайших материальных частиц — атомов. Атомы неизменны, вечны, непроницаемы и неделимы, однако имеют разный объём и форму, что и обуславливает различие явлений.

Гуморальная и солидарная концепции были для древнего периода прогрессивны, поскольку возникновение и развитие болезни связывали с конкретным материальным субстратом.

концепции организма

В противоположность этому, как бы продолжая идеи первобытного анимизма, существовали и идеалистические концепции: основным началом жизни признавали нематериальные факторы (душа, «жизненная сила» и т.п.). Считали, что их постоянство или изменение предопределяют наличие здоровья или возникновение болезни. Становлению и развитию таких концепций во многом способствовал авторитет выдающихся мыслителей древности — Платона и Аристотеля.

Платон (428 г. до н.э.) — наиболее яркий представитель идеалистического направления в науке. Согласно его учению, идеи (и высшая среди них — идея блага) — вечные и неизменные умопостигаемые проблемы всего преходящего и изменчивого бытия. Вещи рассматривали как подобия и отражения идей. Платон считал, что душа представляет собой бессмертную нематериальную субстанцию, независимую от тела, и допускал существование смертных душ, которые осуществляют управление отдельными функциями организма.

В частности, он выделял интеллектуальную душу (ответственную за мыслительные способности), чувствующую душу, душу смелости и гнева, и, наконец, душу животную (обеспечивающую питание человека). Здоровье или болезнь по мнению Платона предопределялись проникновением в организм потустороннего нематериального начала — «пневмы», подвергающейся превращениям в органах и влияющей на их функциональное состояние.

Аристотель (384 г. до н.э.) воспринимал человека как микрокосм, представляющего собой элемент прекрасно организованного гармоничного тела, именуемого Космосом. Человек и его жизнь олицетворяют собой единство материи и формы, причём материей является тело, а формой — душа, которую Аристотель назвал энтелехией. Признавая вечность и неизменность формы, он, тем не менее, утверждал, что в существующей действительности форма и материя едины, и что человека необходимо рассматривать как единство этих двух реалий.

- Читать далее "Гален и Авиценна в медицине. Медицина в эпоху Возрожденья"

Оглавление темы "Основатели патологии в медицине":
1. Патология. Предмет патологии
2. Изучение патологии в Древнем Египте и Индии. Медицина Древней Индии
3. Медицина Древнего Китая. Этапы развития патологии в медицине Древнего Китая
4. Солидарная концепция организма. Платон и Аристотель в медицине
5. Гален и Авиценна в медицине. Медицина в эпоху Возрожденья
6. Ятрохимическое направление медицины. Работы ван-Гельмонта в патологии
7. Рудольф Вирхов в медицине. Возникновение патологической анатомии
8. Отечественная школа патологии. Виктор Васильевич Пашутин
9. Ученики В.В. Пашутина. Александр Богданович Фохт
10. Владимир Валерьянович Подвысоцкий. И.Г. Савченко в патологии
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.