Токсический компонент посвящения. Токсический компонент бреда

Во многих процитированных фрагментах бреда упоминается токсическое воздействие на пациента как на посвящаемого. Данный мотив целесообразнее охарактеризовать в одном блоке с описаниями онейроида, так как употребление токсических веществ в культуре, как правило, влекло за собой качественное изменение сознания посвящаемого, способное отчасти моделировать нарушения сознания, свойственные и шизофрении.

Из числа больных с онейроидными расстройствами или их знаковыми эквивалентами можно выделить больных: А., который «перед каждым выходом из тела выпивает содержимое каких-то зеленых ампул»; Н., которой в начале каждого ее видения «вводится внутривенно наркотик»; Б., у которого на высоте психоза «выкуривается трубка мира между духами Неба и Земли»; С, услышавшего «во сне приказ выпить какую-то таблетку»; П., которого в его испытаниях «травили опиумом», подвергали водной интоксикации, а также М., в галлюцинозе которого «могикане перед космическим боем выпивают особое зелье — смесь женской крови с вишневым соком». Токсический компонент воздействия столь же часто возникает в структуре галлюцинаторно-бредовых синдромов. Так, больной М. полагает, что у него «в глазах установлен передатчик, который питается от яда, подсыпаемого мачехой, и передает зрительные образы колдунье» и т. д. Этот знак имеет огромное количество аналогий в источниках языческой культуры.

М. Добкин де Риос (1997) пишет, что «применение галлюциногенов древними народами приводило к переживанию «выхода из тела», а потому связывалось с «умиранием - новым рождением»». По сообщению М. Элиаде (1998), в североамериканском шаманизме «смерть» кандидата осуществлялась путем помещения его в яму с ядом.

токсический компонент бреда

Шаман, прежде чем завязать контакт с духами, пьет отвар из табака и курит, сколько может, в закрытой хижине. Те же духи же дают неофиту магические (психоактивные) вещества и внедряют их в тело. Автор также отмечает, что опьянение коноплей есть самая элементарная техника экстаза. У скифов и фракийцев курение конопли было главным средством достижения экстатического транса, а также ритуального очищения путем вдыхания паров конопли на раскаленных камнях.

Я.В. Васильков (1988) ссылается на мотив «гашишной грезы» в сюжетах «Ригведы», посвященных ученичеству у колдуна. Переживание «расширенного сознания», когда в единицу времени оказывается вмещенной вся жизнь, генетически связано, по его мнению, с употреблением алкалоидов конопли (каннабинина). В Древнем Иране практиковался напиток из вина и наркотика, куда также входила конопля. Вообще, по мнению М. Элиаде, магико-религиозный престиж интоксикации в экстатических целях имеет иранское происхождение (с иран. банг - конопля, вошло в угро-финские языки как название «шаманский гриб»).

Столь подробные сведения о роли и распространенности каннабиола в токсической культуре разных народов необходимы постольку, поскольку в современной культуре он, как известно, является едва ли не самым мощным и одновременно самым доступным психоактивным веществом, способным выступать триггером в отношении эндоформных психозов.

Не исключено, что в истории культуры фактор гашишизма в лице манифестирующих психотиков (неофитов) сыграл не последнюю роль в формировании столь знакомых нам по клинике мифологических сюжетов и самого ритуала.

- Читать далее "Дурман в виде компонента бреда. Испытание жертвоприношением при бреде"

Оглавление темы "Особенности бреда при шизофрении":
1. Токсический компонент посвящения. Токсический компонент бреда
2. Дурман в виде компонента бреда. Испытание жертвоприношением при бреде
3. Сексуальная оргиастичность посвящения бреда. Элементы эротики при шизофрении
4. Бред аллопсихического воздействия. Пример бреда аллопсихического воздействия
5. Дар пророчества и ясновидения при бреде. Получение нового имени при шизофрении
6. Получение магического предмета при бреде. Магический предмет при шизофрении
7. Мотив незнайки при бреде. Псевдопарапраксия и псевдоапраксия при шизофрении
8. Парафренные синдромы - бред Котара. Нигилистические варианты парафренных синдромов
9. Сновидный автоматизм. Пример ориентированной шизофрении
10. Посвящение в ритуале «перехода» при шизофрении. Юношеская инициация бреда
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.