Сексуальная оргиастичность посвящения бреда. Элементы эротики при шизофрении
Множество поведенческих знаков при шизофрении увязывается с ритуальной оргиастичностью. Часто можно наблюдать в одном и том же случае переплетение мотивов сексуального преследования, вампиризма, «инидиационной болезни» (одержимости) и коитальной символики переживаний.
1. Больной Т. (архив 1999 г.) испытывает сексуальное преследование со стороны женщины-вампира.
2. Больной Ч. (архив 1992 г.) с бредовой миссией «пророка», «переписчика Нового Завета» заявляет о наличии у него, помимо реальной жены, другой, потусторонней («инопланетянки»).
3. Больной А. (архив 1992 г.) в ночных видениях путешествует в лунном мире, ведомый женщиной, представительницей этого мира, переживает эротически окрашенные приключения. Днем его преследует другая женщина из мира духов, которая ревнует его к «ночной» сопернице
4. Больная Г. (архив 1991 г) в структуре психических автоматизмов испытывает вызываемые «тенями» разнообразные ощущения, в том числе насильственное проникновение в ее половые органы и оргазм.
5. Больной Т. (архив 1989 г.) высказывает бредовые идеи воздействия на него «Матери всех матерей», которая отнимает у него сексуальную энергию, лишает эрекции.
6. Больной Ф. (архив 1991 г.) с поздней парафренией говорит. «Я жил половой жизнью с матерью. Мечтал жить с отцом и рожать от него детей Лучший брак — это брак между братом и сестрой. Моя сестра рожала от меня через три дня после совокупления маленьких человечков»
Языческие мистерии нередко инициируются похотью духов (в средневековой демонологии — суккубов, инкубов), иногда переходящей в промискуитет. Только после этого посвящаемый достигает одержимости духами и получает «духовные дары» (Элиаде М., 1998). Посвящение может выглядеть, как брачный союз (иногда насильственный) будущего шамана с его женой-духом. Аналогичные сюжетные линии встречаются в современных вариантах бреда.
Элементы эротики при шизофрении
Элементы эротики присущи патрону инициации — образу старухи (праматери). Посвящаемым обычно давались наставления в сфере эротики. Существовали легенды о посвящении в высшую духовную касту через соитие с обладающей мистическими знаниями женщиной. К этим истокам восходит распространенный фольклорный мотив «красавицы в гробу». В «мужском доме» находились молодые девушки, состоящие с посвящаемыми в отношениях свободного сожительства. Таким образом, женское начало в обрядах посвящения имеет два лица:
1) «старуха» (ненастоящая маска);
2) девушка лесного дома.
Они символизируют мифическую праматерь и ее ритуальную заместительницу. У древних индоариев юноши имели в своей жизни два брака один вольный (в «большом доме») и второй -регламентированный (Васильков Я.В., 1988).
Ритуальное соитие в «Атхарваведе» (XX, 136; 1989) предполагает активное преследование партнера старшей по возрасту женщиной и побуждение его к соединению. Сочетание посвятительной символики соития и «возвращения в утробу» (эмбриональное состояние) реализуется в распространенном мифологическом мотиве инцеста с матерью.
Инцестуозные отношения, причем не только с матерью, но и с сибсами, а также с другими родственниками, нередко всплывают в магическом контексте и при бредовых переживаниях (см. п. 6, больной Ф., а также периодизация онейроида, больной П.).
Согласно исследованиям М. Элиаде (1998), в шаманизме, наряду с инцестом, подвергаются сакрализации также импотенция и промискуитет (в культе проституции). Импотенция является самой распространенной физиологической дисфункцией у больных шизофренией мужчин. Промискуитет встречается как в реальном поведении пациентов обоего пола, так и в содержании бреда.
- Читать далее "Бред аллопсихического воздействия. Пример бреда аллопсихического воздействия"
Оглавление темы "Особенности бреда при шизофрении":1. Токсический компонент посвящения. Токсический компонент бреда
2. Дурман в виде компонента бреда. Испытание жертвоприношением при бреде
3. Сексуальная оргиастичность посвящения бреда. Элементы эротики при шизофрении
4. Бред аллопсихического воздействия. Пример бреда аллопсихического воздействия
5. Дар пророчества и ясновидения при бреде. Получение нового имени при шизофрении
6. Получение магического предмета при бреде. Магический предмет при шизофрении
7. Мотив незнайки при бреде. Псевдопарапраксия и псевдоапраксия при шизофрении
8. Парафренные синдромы - бред Котара. Нигилистические варианты парафренных синдромов
9. Сновидный автоматизм. Пример ориентированной шизофрении
10. Посвящение в ритуале «перехода» при шизофрении. Юношеская инициация бреда