Поведение людомании. Бред с датой особого значения
Распознать характерный для инициации семиотический ряд в истории больного Т. не составляет большого труда Цель преследования — сопричисление новичка к «чертовой дюжине» — говорит сама за себя. Посвящение в дьяволы выражается у пациента отречением от Бога, преследованием («охотой») со стороны дьявольских сил, угрозой смерти, влезанием на дерево, застыванием на перекрестке, демономанической одержимостью и аутометаморфозой, герметическим посвящением в кругу «демонов», с особым, понятным только этому кругу языком знаков (ситуация в КПЗ), поведением дефенестрации, системой запретов на обычную речь, белый цвет одежды и обычную еду, а также символикой цифры 13.
Заслуживает внимания типичный для шаманских посвящений элемент — пронзание молниями левой половины тела.
Поведение людомании — безудержного влечения к азартным играм, возникает транзиторно в манифестном периоде и, по всей видимости, также внезапно заканчивается В связи с анализом конструкции «посвящение в дьяволы» оно интересно тем, что развилось явно не на пустом месте, а имело определенную предысторию: Т. воспитывался в семье, исповедующей православие, согласно нормам которого страсть стяжательства, а тем более нетрудового, есть своего рода духовный недуг, болезнь «от лукавого».
По сути, вся семиотика психоза Т есть «переворачивание» норм вероучения, в котором он худо-бедно воспитывался. Об этом красноречиво свидетельствуют псевдовоспоминание о совершении крестного знамения наоборот, недопустимые в христианстве занятия спиритизмом и гаданием, поворачивание ликов икон к стене, наконец, само отречение от Бога и переживание чувства симпатии к «дьяволу». В этом свете крупный куш, который ожидает выиграть Т., должен восприниматься им как материальное вознаграждение за приобщение к дьяволу
К числу «духовных приобретений» следует отнести бредовые идеи антиципации и гипнотического целительства, появляющиеся у Т. на стадиях редукции психоза.
Остановимся на такой детали, как указанная с особым значением дата — 13 сентября, являющаяся «роковой» не только для Т., но и для ряда других больных. Кроме того, что она содержит символику «чертовой дюжины», а также является рубежом между окончанием лета и началом осени по старому (церковному) стилю.
13 сентября - особенно напряженный в календарной мифологии день, потому что это последний день лета, момент решающей схватки между силами света и тьмы. Реальная потеря золотого кольца оказывается фактором, участвующим в закладке фабулы предстоящего психоза: золотое кольцо символизирует солнце, пленяемое по осени темными силами.
Лежащий в основе этого мифопоэтически обыгрываемого события скрытый силлогизм («если я потерял золотое кольцо, а золото — это знак солнца и света, значит, я — пособник темных сил») мог дополнительно способствовать развертыванию календарно-мифологического паттерна именно в том виде, в котором больной идентифицирует себя с отрицательным, а не с положительным персонажем.
- Читать далее "Посвятительные конструкции сочетанного типа. Пример посвятительной конструкции сочетанного типа"
Оглавление темы "Особенности шизофрении":1. Шизофрения у детей алкоголиков. Черти при шизофрении
2. Демоническая среда при шизофрении. Магическое погружение в демонический мир при шизофрении
3. Пример погони демонов при шизофрении. Бред охоты демонов и чертей у больных
4. Поведение людомании. Бред с датой особого значения
5. Посвятительные конструкции сочетанного типа. Пример посвятительной конструкции сочетанного типа
6. Пример бреда на еврейский праздник. Вампиры в бреде больных шизофренией
7. Словесные дуэли при шизофрении. Конкурс на поездку в Израиль в бреде шизофреника
8. Фильм в качестве бреда у больного шизофренией. Аутизация больного шизофренией
9. Аспекты комплекса посвящения в бреде. Архетипы в онейроидном сюжете
10. Синкретический архетипический образ. Система А—Н при шизофрении