Аспекты комплекса посвящения в бреде. Архетипы в онейроидном сюжете
Структура психоза у П. в период 1993-1994 гг. позволяет выделить в нем как минимум семь аспектов комплекса посвящения. Его психотический опыт прежде всего сравним с юношескими обрядами перехода, поскольку в нем описывается временной регресс к возрасту 7 лет и старше.
Кроме того, в нем упоминается обряд обрезания, который предписывается мальчикам (в тех культурах, где он установлен) в период раннего детства или юности.
При этом тот же психотический эпизод может быть рассмотрен с позиций тотемистического (дуально-фратриального) посвящения, поскольку основные действующие персонажи делятся на два противоположных лагеря: с одной стороны, род матери (христиане - сектанты — славяне — вампиры), в системе больного — «демонический», маркированный низкими тотемами «ночных и болотных птиц»; с другой — род отца (иудеи — евреи) — «божественный», маркированный высоким и светлым (солнечным) тотемом «льва».
Конечная цель посвящения — достижение полноценной этнокультурной сопричастности отцовскому роду.
Еще одна линия онейроидного сюжета — мистическое посвящение, связана с выполнением магических практик, сопричастностью эзотерическому знанию и обретением способностей мага.
Участие в войне, которая ведется между родом отца и родом матери, превращение на какой-то период в защитника слабых, воина-мстителя, совершение героических подвигов, в том числе самого главного - победы над «темным» (в понимании пациента) персонажем, корреспондируют с воинским и героическим посвящением испытуемого.
Исполнение временной роли плута и шута, моление дьяволу атрибутивны для трикстера, а обручение и другие эротические сцены относятся к брачному посвящению.
Анализируя онейроидный сюжет П., нельзя пройти мимо того факта, что его герой (а затем в реальной жизни и сам пациент) инкорпорируется в сравнительно герметичную социально-конфессиональную группу - иудейскую общину. Реконструкция социально-группового типа посвящения в целом не является специфичной для шизофренических психозов (Давыдова О.Е., 2004), и по этой причине в нашем исследовании оно не было вынесено в самостоятельную рубрику.
Очевидно, что особенности онейроидного сюжета у П обусловлены его стремлением разрешить свои внутренние конфликты путем переоценки роли двух родительских этнокультурных миров, ни с одним из которых у него не происходит полной ассимиляции (как известно, в иудейской традиции национальность определяется по матери, а не по отцу, из этого следует акцентированное звучание у пациента П. «половинчатости» своего родового «Я»).
Символическими средствами психоза сознание пациента, столкнувшегося в детстве с явлениями ксенофобии и антисемитизма, переводит факт своего еврейства из положения «низкого» в положение «высокое» и делает для себя более доступной интеграцию в иудаизм.
Таким образом, следует отметить, что архетипы героев, вычленяемые в шизофреническом бреде, условно можно разделить на 2 группы: мономорфные, представленные в конкретный период заболевания преимущественно персонификацией посвященного героя (А1, А2... и/или А9), и полиморфные, сочетающие паттерн посвящения с архетипом другого героя (или героев), например: А9 + F, или А2 + В, или А1 + В + С, или A3 + А5 + А6 + D + Е + G и т. д. Соответственно, каждый клинический случай для удобства может быть выражен тем или иным шифром.
- Читать далее "Синкретический архетипический образ. Система А—Н при шизофрении"
Оглавление темы "Особенности шизофрении":1. Шизофрения у детей алкоголиков. Черти при шизофрении
2. Демоническая среда при шизофрении. Магическое погружение в демонический мир при шизофрении
3. Пример погони демонов при шизофрении. Бред охоты демонов и чертей у больных
4. Поведение людомании. Бред с датой особого значения
5. Посвятительные конструкции сочетанного типа. Пример посвятительной конструкции сочетанного типа
6. Пример бреда на еврейский праздник. Вампиры в бреде больных шизофренией
7. Словесные дуэли при шизофрении. Конкурс на поездку в Израиль в бреде шизофреника
8. Фильм в качестве бреда у больного шизофренией. Аутизация больного шизофренией
9. Аспекты комплекса посвящения в бреде. Архетипы в онейроидном сюжете
10. Синкретический архетипический образ. Система А—Н при шизофрении