Бредовые конструкции чудесного супружества. Архаический вариант синдрома Кандинского — Клерамбо
Специфика бредовых мифоконструкций чудесного супружества проистекала из наличия характерной синтропии между бредом эротического отношения (ревности, эротомании или любовного бреда) и различными персекуторными идеями: бредом преследования, воздействия, «гипнотического очарования», колдовства, одержимости, отравления, порчи, ущерба, причем, что важно подчеркнуть, с адресацией преследования эротически значимому лицу.
По этой последней особенности легко можно распознать очертания данного архетипа даже тогда, когда в действующих персонажах отсутствуют собственно тотемные черты: схема сюжетных перипетий в бреде повторяет ту, которая наблюдается в мифе
На предпочтительность сочетания эротических форм бреда и бреда физического воздействия указывал еще R. Krafft-Ebing (1878). Позднее Е.Н. Каменева (1957, 1971) отметит и общую адресованность этих форм бреда. А.Д. Зурабашвили (1976) описывал у больных шизофренией (преимущественно, мужчин) бредовые идеи эротической зоофилии, при которых больной обвиняет жену в сексуальном контакте с животным.
Объяснение данного круга феноменов лежит, по-видимому, в плоскости сравнительного анализа с архаическими представлениями о семейно-родовых отношениях, кристаллизовавшихся в мифах о тотемном браке.
Мы не наблюдали ни одного случая бреда зоофилии, равно как и персекуторного бреда, направленного в адрес животного, что определялось, по всей видимости, этноцивилизационным составом выборки: в ней с почти абсолютным перевесом преобладали представители восточноевропейских культурных типов, тогда как жители палеокулыурных анклавов вообще отсутствовали. Чтобы восполнить отчасти этот пробел, считаем необходимым привести (в сокращении) наблюдение, сделанное О.А. Гильбурдом (1998).
![чудесное супружество](Pic/269.jpg)
Больной 0,31 год, ненец, житель отдаленного поселения в ямальской тундре (юрты) Родился в семье рыбака и домохозяйки четвертым из пятерых детей Воспитывался в стойбищах, в школе не учился. Вместе с отцом ездил рыбачить, охотиться в тайге Слышал от стариков, что нельзя убивать белого медведя, иначе ненецкий бог разгневается и уничтожит весь род
В браке имел четырех детей, но все они умерли Детей иметь по-прежнему хочет, но в последние годы жена перестала беременеть. За полтора месяца до госпитализации замкнулся, отказывался от запланированной ранее охоты, выглядел печальным, иногда необоснованно раздражительным. Затем перестал есть и спать, бродил вокруг чума с ружьем Однажды жена увидела, что муж с криком и стрельбой из ружья убегает прочь от чума Был обнаружен на следующее утро уснувшим в сугробе
Состояние при госпитализации неряшлив, негативистичен, испытывает страх. Из отрывочных ответов удалось выяснить, что он в последнее время задумывался, почему умерли четверо его детей и почему жена больше не беременеет Появились мысли, что кто-то из его родных нарушил закон предков -во время охоты стрелял в белого медведя, и тот мстит ему и его семье Был подавлен, планировал убить себя, чтобы избежать мучительной смерти Накануне госпитализации ночью почувствовал, что кто-то тяжело дышит возле чума, ощутил неприятное шевеление в животе и холод в голове
Казалось, что тот, кто возле чума, «вытягивает» мысли из головы, «ковыряется в животе», изменяет ритм сердца Внезапно понял, что белый медведь совсем рядом, колдует над ним и его женой. Увидел, что жена превращается в страшное звероподобное существо, которое собирается, по воле белого медведя, его убить. Убегая, слышал внутри головы медвежье рычание и фразу на ненецком «Не уйдешь - Дух догонит» В больнице чувствует, что медведь следит за ним на расстоянии, сдавливает голову, разговаривает внутри головы, обвиняя в преступлении против закона предков, действует на тело через «озерного духа», который находится внутри организма больного и дает знать о себе тяжестью и копошением в животе Медведь, по его наблюдению, начал влиять и на врача
Жену узнает в обычном облике, но боится к ней приближаться Мышление с вычурными умозаключениями
Диагноз шизофрения, дебют, параноидная форма, архаический вариант синдрома Кандинского — Клерамбо
- Читать далее "Миф о безобразной невесте. Пример бреда замужества"
Оглавление темы "Формы бреда и принципы его формирования":1. Единоличное господство в бреде. Гретеровский дебют шизофрении
2. Сын Бога Солна и Матери Земли в бреде. Апокалипсис в бреде шизофреника
3. Сопоставление бреда с христиансикими текстами. Мессианские сюжеты шизофрении
4. Острая парафрения в произведении Красный цветок. Архетип тотемного супруга при шизофрении
5. Бредовые конструкции чудесного супружества. Архаический вариант синдрома Кандинского — Клерамбо
6. Миф о безобразной невесте. Пример бреда замужества
7. Эротическое отношение в бреде. Параноидная шизофрения после изнасилования
8. Изнасилование в виде мифологемы о тотемном браке. Дуально-фратриальный тотеизм
9. Конфуляторная парафрения. Пример влияния супруга на форму бреда
10. Сексуальный партнер в бреде. Чудесный супруг в бреде