Сексуальный партнер в бреде. Чудесный супруг в бреде
В истории болезни Р. повторяется та же мифологическая схема, что и в двух предыдущих примерах. Также источником всевозможного преследования и магического воздействия является сексуальный партнер с кругом сообщников, они же обозначены определенным спектром тотемных черт. Этот спектр образуют такие бесспорно тотемные объекты воздействия и одержимости, как металлический жгут, червь, жаба, черепаха; все они являются хтоническими
Если первые два объекта могут быть названы фаллическими, то последние два однозначно увязываются с понятием «плод» и являются сугубо женскими. Со стихией земли связана также символика воды, фекалий. Динамика трансформации инвазии направлена от тривиальных объектов (венерическая инфекция, яд) и артефактов (металл) до анималистических объектов — лягушки и черепахи.
В полном соответствии с мифом многодетная героиня идентифицируется с хтоническим существом (одержима им), а именно с лягушкой, затем — с черепахой, т.е.с животными, которым во всех архаических культурах приписывали чудесные фертильные способности. Отсюда мотивы многомужия и промискуитета в бреде. Стоит отметить у этой больной сравнительно редко встречающийся в клинике мифический мотив творения людей из несовершенных зародышей, описанный этнографами у африканских аборигенов.
Следует обратить внимание на то обстоятельство, что у всех трех пациенток (К., Б и Р.) тотемная сторона сексуального партнера является еще и трикстерной, что особенно заметно в бреде больной Р. Ее преследователи предаются разнообразным порокам — вампиризму, воровству, злобным проделкам, блуду; они способны видоизменяться, принимая облик близких ей людей. Сексуальные оргии, которые они устраивают на теле спящей, очень сильно напоминают средневековые предания о сожительствующих по ночам с человеком духах — инкубах и суккубах
Паразитическими чертами наделен и «плод», зачатый от них: он пребывает неестественно долго в утробе больной и «сосет изнутри ее плоть».
Во всех трех наблюдениях развитие событий в бредовом сюжете подчинено мифологическому принципу: сожительство со зверем ведет к превращению в того же зверя. Его можно рассматривать как частный вариант обсуждавшегося неоднократно на страницах настоящей книги универсального принципа коллективного бессознательного, согласно которому жертва магического воздействия (инициируемый) уподобляется источнику воздействия (инициатору).
Эта же схема может лежать в основе более «оптимистического» развития бредового сюжета в том случае, если у героя (героини), помимо негативно действующей брачной оппозиции, предполагается, хотя бы в самом абстрактном виде, существование некоего позитивного персонажа - «чудесной супруги (супруга)», как, например, у пациентки К.
- Обратно в раздел "Психиатрия и психология"
Оглавление темы "Формы бреда и принципы его формирования":1. Единоличное господство в бреде. Гретеровский дебют шизофрении
2. Сын Бога Солна и Матери Земли в бреде. Апокалипсис в бреде шизофреника
3. Сопоставление бреда с христиансикими текстами. Мессианские сюжеты шизофрении
4. Острая парафрения в произведении Красный цветок. Архетип тотемного супруга при шизофрении
5. Бредовые конструкции чудесного супружества. Архаический вариант синдрома Кандинского — Клерамбо
6. Миф о безобразной невесте. Пример бреда замужества
7. Эротическое отношение в бреде. Параноидная шизофрения после изнасилования
8. Изнасилование в виде мифологемы о тотемном браке. Дуально-фратриальный тотеизм
9. Конфуляторная парафрения. Пример влияния супруга на форму бреда
10. Сексуальный партнер в бреде. Чудесный супруг в бреде