Культурный герой в бреде. Функция культурного героя при шизофрении

Появление этой функции в бредовой миссии больных шизофренией сопряжено с раскрытием еще одного из аспектов сикретического архетипического образа, а именно создателя культурных благ

Клиническая репрезентация архетипа культурного героя, опосредованная комплексом инициации, облегчается существованием историогенетически закрепленной связи между ними. Верования в то, что небесный культурный герой (он же часто тотемный первопредок) является учредителем обряда инициации, создает его прецедент, выступая и первым его исполнителем, были универсальными.

Неофитам при посвящении открывалось тайное имя культурного героя и путь в его мир. Считалось, что культурный герой совершает инициацию на небе и он все видит и все знает (Элкин А.П., 1994).

Актуализация функции культурного героя в том или ином клиническом случае зависела, как правило, от выраженности и проработанности деталей этапа «посвящения» в мифоритуальной схеме бреда. Чем больше был развернут этот этап, тем больше он давал «шансов» для идентификации пациента с культурным героем.

шизофрения

Претензии на роль «культурного героя» легко узнаваемы в бреде изобретательства, особых способностей и особой положительной миссии, например: в бредовой миссии «благоустроителя» или «реформатора всемирного масштаба». «Герой» описанного в когорте А больного X., выиграв загробный суд, выступает не только спасителем планеты, но и культурным новатором: он обучает людей носить одежду, добивается продления человеческой жизни.

«Герой» пациента Б. из когорты В изобретает новый календарь, сулящий чудесные преобразования всех сторон общественной жизни. Больной П. называет себя «сыном волчицы» и «частью божества», с жизнью которого связаны «порядок и благополучие в обществе», кроме того, он намерен «заняться переселением народов».

Культурно-революционный мотив является бессменным компонентом бредового содержания в таком известном эпониме, как «феномен присвоения» (по Аккерману В.И.): больные с парафренными и конфабуляторно-парафренными синдромами присваивают себе открытия и достижения в научно-техническом прогрессе, космонавтике, социальном управлении, религии и других сферах.

В зависимости от особенностей течения процесса, личностных характеристик и установок больного функция культурного героя может присоединиться на каком-то из этапов болезни к уже имеющимся в составе бредовой миссии функциям посвященного героя, тотемного супруга, умирающего и воскресающего божества или спасителя, в других случаях синхронизироваться с манифестацией всех или некоторых из указанных функций, в третьих - стойко сохраняться как единственное амплуа (если не считать облигатной посвятительной функции) на протяжении длительного времени.

- Читать далее "Пример культурного героя в бреде. Культурный герой при психическом автоматизме"

Оглавление темы "Формы бреда при шизофрении":
1. Онейроидные видения в мифотворическом сознании. Испытания героя при онейроидном бреде
2. Тотемистические воплощения в произведении Ясперса. Взаимосвязь реальной жизни и бреда
3. Герои двойники в бреде Ясперса. Семиотическая перекличка между первым и вторым психозом
4. Один одноглазый в мифах. Индоевропейский бред в произведении Ясперса
5. Культурный герой в бреде. Функция культурного героя при шизофрении
6. Пример культурного героя в бреде. Культурный герой при психическом автоматизме
7. Шаманизм культурного героя. Контакт с НЛО в бреде
8. Монотеистические религии в бреде. Пример религии в бреде шизофреника
9. Диалог с Богами при шизофрении. Особенности шизофренического мышления
10. Острый синдром Кандинского-Клерамбо. Микрокататонические включения в бреде
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.