Пуп Земли в бреде. Мотив тел при шизофрении
Мы уже говорили о таком инициационном механизме, как психофизический обмен между посвящаемым и тотемным предком. В символической системе К. Солнце (огонь) — отец, Земля — мать. Подобно Зевсу, которому вручили молнию киклопы подземного Тартара и он благодаря этому стал громовержцем, герой К. (точнее, одна из его сущностей по имени Крафт) сливается с огненным ядром Земли — отцовской стихией {ядро Земли, назвавшееся его отцом, поочередно бывает то в Крафте, то в Земле).
Закономерно, что «герой» К. вследствие этого обретает способность метать молнии, хотя об этом не говорится прямо; он лишь утверждает, что в его присутствие молния ударяет в находящегося поблизости юношу (его «ребенка»), после чего тот переродился, а потом снова вернулся в свой прежний облик. Эта фраза удивительно емко передает суть типично шаманского посвящения ударом молнии. Если исходить из того, что ничто сказанное психически больным не бывает случайным, то в этой фразе кроется ключ к расшифровке роли самого пациента как отца-громовержца.
Далее больной говорит: «Когда дух Земли вышел из тела Земли, тело Ники вошло в Землю вместо духа Земли, который в это время бродил вблизи Симферополя», иначе говоря, была достигнута сопричастность материнскому тотему - земле. В греческой мифологии существует прозрачный намек на земнорожденность Зевса: мать его отца Крона (по другим версиям, Кроноса, бога времени) зовут Гея, что значит «земля», а его мать — созвучным именем Рея. Место, где Зевс потерял свою пуповину, получило название Пуп Земли.
Из всех богов никто, кроме громовержца, не удостаивается такой чести. Уходя от преследований отца Крона, Зевс превращается в змея. Все это указывает на определенный хтонический аспект данного персонажа. Сравним, в бреде К. уподобляющийся громовержцу герой и дух Земли на время обменялись местами не где-нибудь, а вблизи города Симферополя — центра Крыма, земли мифического обитания греческих героев. Место выхода «ядра» Земли (огненной лавы) в архаике традиционно считалось центром Земли, или Пупом Земли (Евсюков В.В , 1988).
К понятию «сын ядра Земли» у древних греков был близок рожденный под землей сын Зевса Аполлон, олицетворявший первоначально фаллическую силу (Грейвс Р., 1992). В греческих мифах Аполлон наставляет людей в Дельфах, в месте, соответствующем «Пупу Земли» — вблизи камня «омфал», что в переводе значит «пуп». Некоторые народы (кеты) верили, что Пупу Земли соответствует Пуп Неба - Полярная звезда (Евсюков В.В., 1988), которая тоже упоминается в бреде К. как конечный пункт его космического путешествия.
Примечательно, что мотив тел как прецедентный акт творения или родоначалия уже встречался нам в бреде больного Г. (см. выше) и некоторых других. Человеческие тела перемалываются (спрессовываются) в некий конгломерат, представляющий собой первичную материю, чтобы творить из нее заново космос и людей. И у Г., и у К. этой первичной материей является золото. Процитируем К.: «Ядро родило полуядро — чашу Маракана, полусферу, состоящую из чистого золота, а из нее произошла вся материя».
Прослеживаются явные корреспонденции в символах «ядро Земли - подкова - полусфера — огонь — золото — отец — небо — солнце». Тут акт не столько творения, сколько пересотворения, знакомый нам по структуре посвящения, с той разницей, что здесь он мыслится в глобальном масштабе. Напомним, в ритуале тело неофита подлежит расчленению и собиранию заново в новом, тотемном качестве. Тот же парафренный конструкт по аналогии следовало бы назвать бредом пересотворения мира. Хотя применительно к истории культуры правильнее сказать, что в ритуале посвящения имитируется космогонический прецедент, а не наоборот
- Читать далее "Мифология даты рождения при шизофрении. Смерть героя при шизофрении"
Оглавление темы "Архетип демиурга при шизофрении":1. Психоз при знакомстве с мужчиной. Синдром острого чувственного бреда с онирическими включениями
2. Миссия культурного героя и демиурга. Персекуторный бред у больной
3. Галлюцинаторно-парафренный синдром с конфабуляторными включениями. Партеногенез бреда
4. Пример наследственности шизофрении. Парафренная конструкция бреда
5. Парафренная система при шизофрении. Функции культурного героя при шизофрении
6. Образ громовержца в бреде. Синкретическое представление семейных отношений
7. Пуп Земли в бреде. Мотив тел при шизофрении
8. Мифология даты рождения при шизофрении. Смерть героя при шизофрении
9. Греческая мифология и громовержец. Идентификация с предком через поглощение
10. Палачество при шизофрении. Родоначальник людей в бреде