Бинарно-логические оппозиции в бреде. Смерть и воскрешение героя Солнца

Синдромокинез у Ш. проследовал этапами: 1) бреда нозомании с транзиторными галлюцинаторными включениями; 2) синдрома острого чувственного бреда с психическими автоматизмами. Психопатология Ш., взятая во всей ее совокупности, обнаруживает ряд резко очерченных бинарно-логических оппозиций: правое/левое, мужское/женское, птицы/собаки, солнце/земля, жизнь/смерть, добро/зло, рай («коммунизм»)/ад, Бог/дьявол.

Его персональный миф наиболее полно раскрылся на этапе острого чувственного бреда, во время которого пребывание больного в мире живых было сопряжено с его «превращением в дьявола», а предполагавшийся переход в мир мертвых — с «превращением в Солнце». События разворачиваются в период солнечного минимума (в декабре) и переживаются, как это свойственно календарной мифологеме, эсхатологически-манихейски как апофеоз борьбы светлого героя против ополчившихся сил тьмы и спасение мира через подвиг самопожертвования.

Отсюда понятны идеи «борьбы матриархата с патриархатом», демонизации женщин как таковых, поскольку женское начало является рядоположным с хтоническим, а в данном примитивно-дуалистическом контексте — демоническим началом Понятна также угроза космического катаклизма: Земля могла сойти с орбиты, если герой не совершит судьбоносное «культурное деяние» — выбор религии для всего человечества.

Смерть героя, равно как и временное умерщвление больного человечества, мыслится как исцеление, обновление и новое рождение. Все люди должны воскреснуть здоровыми, а герой еще и уподобиться Солнцу, которое пленяется тьмой и рождается заново по истечении зимнего солнцеворота. Личное «умирание — новое рождение» и всеобщее спасение мифопоэтически синхронизируются с рождающимся солнцем.

герой солнца при бреде

Но отступление от этой «героической миссии» (неспособность совершить суицид в какой бы то ни было форме) истолковывается (хотя и не высказывается до конца) как измена и пленение наступающим миром зла, вплоть до превращения в самого дьявола. Любопытный штрих пациента, принявшего «образ черта», угрожали сварить в котле или сжечь. Сама по себе идиома «сварить в котле» восходит к ритуальной «варке» посвящаемого неофита, а в широком смысле — к физическим испытаниям и истязаниям, о чем писал В.Я. Пропп (1986).
Но применительно к мифологическому контексту бреда Ш. обе формы казни, помимо всего прочего, еще и созвучны процессам сопричастности огню и солнцу.

Венчающее борьбу со злом торжество умершего и воскресшего «героя»-Солнца так и не достигнуто. Пациент приходит к мысли, что «задание», данное свыше, им не было выполнено. Возможно, по этой причине последующие галлюцинации дублируют финал зимнего психоза: осуждающие, бранящие «голоса» по-прежнему называют его «чертом», угрожают сжечь и вновь провоцируют на суицидальные действия.

Необходимо подчеркнуть, что суицидоопасность больных с такой психотической конструкцией, как у Ш., действительно очень высока ввиду того, что у них чувственное проживание «смерти - второго рождения» долго не реализуется ни в галлюцинаторной, ни в какой бы то ни было иной приемлемой символической форме, в результате чего это событие не воспринимается больными как свершившийся факт. Пока в сознании пациента сохраняется подобная ситуация, существует высокий риск реализации суицидальных тенденций.

Впрочем, намек на поэтапное продвижение мифоритуального паттерна все же есть: к концу острого психоза больной стал высказывать идеи «духовного обогащения» («обрел ясновидение»). которые уже следует отнести на счет заключительного, IX этапа МРК.

- Читать далее "Магическое воздействие знахарей в бреде. Объект одержимости - компьютер"

Оглавление темы "Примеры развития бреда с архетипом Земли и Солнца":
1. Бинарно-логические оппозиции в бреде. Смерть и воскрешение героя Солнца
2. Магическое воздействие знахарей в бреде. Объект одержимости - компьютер
3. Влияние сцен насилия на ребенка. Шизофрения на фоне насилия в семье
4. Чувственный бред при шизофрении. Пример чувственного бреда при шизофрении
5. Архетип героя Солнца в бреде. Космогенические конструкции при шизофрении
6. Бред сельских жителей при шизофрении. Острый чувственный бред
7. Гретеровский дебют шизофрении. Пример автоматизмов в чувственном бреде
8. Идентификация героя с тотемом огня и Солнца. Острое полиморфное психотическое расстройство с симптомами шизофрении
9. Психоз весеннего равноденствия. Триадичность собственного Я в бреде
10. Влияние службы в армии на бред. Этап парафренизации шизофрении
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.