Психоз весеннего равноденствия. Триадичность собственного Я в бреде
Психоз развивается в период, близкий к весеннему равноденствию — на «растущем» солнце, что находит свое отражение в ярко выраженной солярной фабуле с эсхатологическим акцентом. Идентификации пациента с Солнцем предшествует его посвящение в тотем льва, образ которого служит здесь анималистическим символом огня и Солнца, что совпадает с представлениями о нем и в традиционной культуре (иллюстрация 39).
Структура посвящения содержит элементы тотемного брака: юноше предстоит трудная задача попасть в тотемное царство невесты. Два высотных дома в психопатологии М. символизируют два мира: его дом — мир живых, дом напротив — потусторонний мир тотемных предков, «марсиан». (Марс ассоциируется с местом обитания душ умерших людей.) Испытание состоит в том, чтобы решиться на опасный полет по воздуху и попасть прямо в «магический круг», изображающий триадичного и зооморфного (три льва) бога Солнца.
Полету в иной мир предшествует переживание одержимости «космической силой». Полет в данном контексте — нечто большее, чем просто шаманское путешествие: это имитация поведения космического объекта, единство с которым должен засвидетельствовать испытуемый. По этой причине полет назван превращением в неземное существо — инопланетянина. Оба партнера по тотемному браку (он — посвящаемый во льва, она — рысь) призваны стать в будущем спасителями мира и, вероятнее всего, парой родоначальников-демиургов.
Далее, следуя логике событий в мифе, герой переживает само превращение, но уже находясь в тотемном мире: все вокруг — львы-инопланетяне, они же (их «голоса») — руководители производимого над М. действа. От «голосов» поступает инструкция сидеть в горячей воде, воспроизводящая «варку» неофита. Огненная символика всех происходящих с пациентом трансформаций красноречиво говорит сама за себя («собирал звезды руками и вбирал их в себя», из-за чего «стал огненным, изо рта у него «идет горячий поток»). Однако на этом его метаморфоза не останавливается.
Уже начиная с эксцесса дефенестрации, когда пациент метил свой прыжок в «магический круг» с изображением «трех львов — бога Солнца», было понятно, на какой конечный объект для подражания нацелена его фантазия. Были все основания прогнозировать последующее самоотождествление больного с солнечным божеством, именно так все и произошло.
Действительно, М. вскоре начал высказывать идеи триадичности собственного «Я», в состав которой был интегрирован и троичный лев. А еще через некоторое время объявил, что «станет богом Солнцем, львом» По-видимому, эти идеи пациент черпал из содержания тех же «голосов» На текущий момент он, помимо повышения своего ранга с человеческого на сверхчеловеческий, получает новое имя, бессмертие, способность понимать язык тотема (читать мысли кошек), испепелять своей огненной силой кого угодно, а также материальный дар — компьютер, на веки вечные имплантированный в мозг.
Психоаналитически значимым представляется некоторое отступление от стереотипа. М. пока не отождествляет себя с Солнцем как с центром Солнечной системы; в своих фантазиях он перемещает себя, «бога Солнца», на Марс - «родину» своих покровителей-инопланетян, где ему уготовано стать родоначальником новой цивилизации. Пациент не только узурпирует миссию мифологического Отца Солнца, на которого неизбежно падают проекции образа отца реального, с которым он, явно или неявно, находится в состоянии конфликта, но и сепарируется от него, по-юношески декларируя свой автономный «гелиоцентризм».
Процитируем «Инопланетяне хотели его спасти от злого воина — его отца...,.. самые главные из инопланетян, хотели похитить Солнце у землян, что было бы для землян лучше». Следовательно, в бреде больного М. похищение привычного Солнца - это только шаг на пути его подмены другим «солнцем», сыновним. Не исключено, что образ Марса служит всего лишь «перевалочным пунктом» в направлении идентификации пациента с космическим Солнцем. Но согласимся, что весьма странным выглядит намерение «бога Солнца» похитить Солнце, подменить его каким-то другим, своим. Тут кстати вспомнить, что в самом начале своего рассказа больной «оговаривался», допуская принадлежность «голосов» дьяволу. Следовательно, мифологический герой пациента не только спаситель мира, тотемный супруг (огненный лев), демиург, Солнце, но и трикстер (шифр: А-2 + C + D + F + G + H)
Ниже приводим наблюдение, в котором больной считал себя «сыном Солнца», но скорее всего это бредовое образование является лишь промежуточным в процессе идентификации с мифологическим отцом.
- Читать далее "Влияние службы в армии на бред. Этап парафренизации шизофрении"
Оглавление темы "Примеры развития бреда с архетипом Земли и Солнца":1. Бинарно-логические оппозиции в бреде. Смерть и воскрешение героя Солнца
2. Магическое воздействие знахарей в бреде. Объект одержимости - компьютер
3. Влияние сцен насилия на ребенка. Шизофрения на фоне насилия в семье
4. Чувственный бред при шизофрении. Пример чувственного бреда при шизофрении
5. Архетип героя Солнца в бреде. Космогенические конструкции при шизофрении
6. Бред сельских жителей при шизофрении. Острый чувственный бред
7. Гретеровский дебют шизофрении. Пример автоматизмов в чувственном бреде
8. Идентификация героя с тотемом огня и Солнца. Острое полиморфное психотическое расстройство с симптомами шизофрении
9. Психоз весеннего равноденствия. Триадичность собственного Я в бреде
10. Влияние службы в армии на бред. Этап парафренизации шизофрении