Магическое воздействие знахарей в бреде. Объект одержимости - компьютер

Высокосемиотичны такие элементы, как магическое воздействие двух знахарей — мужчины и женщины, выступающих в роли патронов инициации пациента. В результате он испытывает характерное для шаманских посвящений ощущение наэлектризованности и невесомости (левитации) своего тела, а затем, действуя по галлюцинаторной инструкции знахаря, переживает состояние, идентичное «шаманскому полету». «Патрон» в этой связи задает ему многозначительные вопросы, «проверяя» его понятливость.

Возникает потребность «ухода в лес» - типичное место инициации. Герою открывается потаенный язык природы, деревьев, птиц, животных, а самое главное, его собственная «трудная задача» — спасительная миссия. В этот период, когда решается — «родится или не родится Солнце», а вместе с ним и вся природа, он проявляет озабоченность состоянием атмосферы {«озоновым слоем Земли»), на него как-то особенно влияют деревья, которым он, видимо, тоже оказывается сопричастен, — все это сближает «героя» с архетипом умирающего и воскресающего божества растительности.

Последнее в Древнем Риме, Греции и у древних славян, как мы помним, являлось «искупителем чужих грехов», «козлом отпущения». Его убивали на Новый год, с первым урожаем и в конце года — 17—23 декабря, когда устраивались сатурналии (Фрезер Дж , 1986). Сопоставим: пациент в период декабрьского психоза осознал себя «богом, взявшим на себя грехи всего человечества», который должен «подобно Христу нанести себе семь ран и умереть». Кроме того, он, подобно шаману, контактирует с миром умерших. Один из умерших (Степан Бандера) похищает его «энергетический центр» — душу. В дальнейшем течении психоза этот же «дух» его раскодирует и откроет в нем ясновидение, другими словами, вложит обратно обогащенную духовными «дарами» душу.

знахари в бреде

С пациентом находятся в особом (галлюцинаторном, потустороннем) контакте существа, которые поделены на две тотемные группировки — «птицы» и «собаки». Они подвергают его моральным истязаниям, разоблачениям (суду), внушают ему мысль о собственном безумии, угрожают физическими пытками и смертью, что корреспондирует с аналогичными моментами ритуальных испытаний. Затем производят с его душой и телом такую трансформацию, в результате которой у него «отнимается память» — происходит нечто сходное с «забвением» приключений в стране смерти; «мозг подменяется компьютером», программирующим испытуемого на смерть, а в половой член устанавливается нечто такое, что лишает его потенции. Легко усматриваются аналогии с «перевоплощением», «кастрацией» и обязательным «умиранием» неофита, призванного действовать в рамках регламентации ритуала.

Отнятие у испытуемого анатомических частей тела и психофизиологических функций («надсознания», «энергетического центра» — эквивалентов души) лишь ступень к последующему «вкладыванию» в него же эрзац-частей и эрзац-функций. Обозначившееся было в бреде Ш. ясновидение представляет собой именно ту функцию, которая точно монтируется в солярный код: в мифопоэтике древних Солнце наделялось способностью «видеть все насквозь».

Что касается семиотического происхождения физического объекта одержимости — компьютера, то здесь можно сделать следующий комментарий. Необходимо вспомнить яркий, подобный онейроиду, эпизод, пережитый пациентом в конце 1990 г: ему казалось, что он находится на корабле, освещенным огромным лучом, который исходит от НЛО; мысленно общался с инопланетянами. В шизофреническом бреде типичны перекодировки между «видением НЛО», нередко обладающим солярной символикой, «голосами инопланетян», наделяемых обычно функциями «предков», и «одержимостью компьютером».

В бредотворчестве Ш. лучевое и телепатическое воздействие этого летающего объекта, образчика современной техномифологии, могло иметь в качестве семиотического последствия возникновение техноодержимости. Тот же генез имеют, очевидно, и «голоса птиц», которые в архаике символизируют души умерших и модернизированным эквивалентом которых выступают все летающие технообъекты. Примечательно, что повторное обострение болезни Ш. приходится на конец июля, период убывающего солнца, что согласуется с версией о подчиненности его персонального мифа календарным циклам. Архетипический шифр этого случая: А-2 , А-4 + B + C + E + F+H.

- Читать далее "Влияние сцен насилия на ребенка. Шизофрения на фоне насилия в семье"

Оглавление темы "Примеры развития бреда с архетипом Земли и Солнца":
1. Бинарно-логические оппозиции в бреде. Смерть и воскрешение героя Солнца
2. Магическое воздействие знахарей в бреде. Объект одержимости - компьютер
3. Влияние сцен насилия на ребенка. Шизофрения на фоне насилия в семье
4. Чувственный бред при шизофрении. Пример чувственного бреда при шизофрении
5. Архетип героя Солнца в бреде. Космогенические конструкции при шизофрении
6. Бред сельских жителей при шизофрении. Острый чувственный бред
7. Гретеровский дебют шизофрении. Пример автоматизмов в чувственном бреде
8. Идентификация героя с тотемом огня и Солнца. Острое полиморфное психотическое расстройство с симптомами шизофрении
9. Психоз весеннего равноденствия. Триадичность собственного Я в бреде
10. Влияние службы в армии на бред. Этап парафренизации шизофрении
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.