Сделанность в бреде. Эволюционно-генетический взгляд на происхождение бреда

Приступая к рассмотрению вопроса, вынесенного в подзаголовок, нельзя не отметить объединяющее архаический бред и синдром автоматизма качество «сделанности» и не вспомнить типично славянское название порчи — «поделано» (укр. — пороблено). Наглядным подтверждением эволюционно-генетической общности архаических синдромов и синдрома автоматизма является хорошо известный факт их коморбидности, а также причинно-следственная обусловленность между ними во внутренней картине болезни. Насильственные переживания интерпретируются больными как результат колдовства (порчи) и/или одержимости.

Возможны следующие цепочки осознания больным событий: 1) колдовство - одержимость - соматопсихические сенсации (= автоматизмы); 2) колдовство (воздействие) - автоматизмы - одержимость. Психопатологически порядок оформления этой цепочки может варьировать. Перечисленные в начале этой главы признаки, атрибутивные для архаического бреда, с максимальной плотностью концентрируются в структуре кататоно-параноидных синдромов — предшественников параноидных форм в филоисториогенезе. В современной клинике все еще можно встретить кататоно-параноидные синдромы, реконструирующие вторичность развития архаического бреда воздействия и автоматизмов по отношению к кататоническим дискинезиям.
Именно дискинезии становятся «отправным пунктом» для кристаллизации идей колдовства и одержимости у таких больных.

Больной В., 26 лет (госпитализирован 10 09 98) С июня 1998 г изменилось поведение стал замкнут, подолгу лежал глядя в одну точку, на обращение реагировал грубостью. В августе по ночам не спал, много курил 08.09 98, придя с работы, улегся и начал громко хохотать, повторяя «Везет, везет во всем!» От еды отказался, мотивируя тем, что мать «травит» его 09 09 98 развилось психомоторное возбуждение, вертелся вокруг своей оси со словами «Вот так тебе'» В ответ на приближение матери кричал: «Уйди, умри, нечистая сила'» Вышел на улицу и продолжал вертеться там, стереотипно повторяя «Отец, мать, духи»

сделанность в бреде

В стационаре первые дни дезориентирован 14 09 98 сообщил, что ему «поделали» женшины, которые его любили, а он их бросил, поэтому «крутился, как волчок» Рассказал, что после демобилизации из армии в 1994 г. у него «все валилось из рук из-за нерешительности и постоянных сомнений, во всем не везло». На протяжении последнего года его беспокоили странные ощущения в разных частях тела, но больше всего за грудиной «как будто кто-то рукой давил». Не знал, как это интерпретировать В поисках объяснения начал читать книги К Кастанеды, Библию, индуистскую литературу Снились очень яркие, сюжетно оформленные сны Вечером 17 01 98 пришел домой в состоянии крайней апатии, покурив, прилег.

Вдруг начало всего трясти, привычные давящие ощущения за грудиной перешли в «волны, проходящие по телу сверху вниз, как будто что-то жидкое протекало и выходило из тела в виде отрицательной энергии», «ступни горели» После «тряски» пришло «облегчение» с эмоциональным подъемом, в экстазе почувствовал необыкновенную ясность мысли, пришло понимание всей своей жизни и чувство небывалого оптимизма. Но это приятное состояние было недолгим На следующий день снова наступил упадок сил. Будучи в городе, зашел в какой-то дворик, закурил и вдруг почувствовал, что его против его воли «водит по кругу», по часовой стрелке какая-то сила Эти круговые движения стали концентрироваться все уже и уже, пока не завертелся вокруг своей оси Так продолжалось минут сорок, пока не упал в изнеможении Сознания не терял, но было ощущение, что «все как в тумане» Помнит, что «когда ноги еще не успевали обойти полный круг, голова уже просматривала все вокруг в диапазоне 360°, как будто голова вращалась независимо от туловища»

Первой мыслью после случившегося было «Это колдовство» Приятель-экстрасенс, к которому сразу поехал за разъяснением случившегося, подтвердил его предположения, после чего произнес над ним какие-то заклинания для изгнания злого духа Сразу почувствовал себя легко, как будто освободился от чего-то Поднялось настроение, было чувство, что «в жизни везет». Это состояние вскоре сменилось депрессией Накануне госпитализации «верчение» повторилось совершенно аналогично, только без падения

История В. иллюстрирует эволюционно-генетический взгляд на происхождение бреда как «интерпретацию и вербализацию первичной кататонической насильственности» (Самохвалов В.П., 1989, 1993). В ней четко просматривается момент зарождения двигательных и других автоматизмов из семиотики кататонии, причем последовательность развертывания психических автоматизмов (двигательные - сенсорные - идеаторные) воспроизводит порядок их формирования в историогенезе. Описание ощущений в структуре автоматизмов у больного В. («тряска», «горение» и др.) типологически сходно с элементами шаманского посвящения. Не трудно увидеть, что персональный миф пациента - солярный, поскольку его поведение магически имитирует «вращение» солнца в критические периоды своего «умирания» (в начале осени) и «рождения» (в начале нового года — периода растущего светового дня), однако законченной трансляции этой бессознательной мифологемы в содержание бреда, как это часто бывает при кататонии, так и не происходит.

- Читать далее "Соотношение отнятия и вкладывания в бреде. Эффекты колдовства и одержимости в бреде"

Оглавление темы "Примеры соматического автоматизма при шизофрении":
1. Психические автоматизмы в бреде. Соматический автоматизм
2. Бред отнятия и вкладывания. Феномен вкладывания в бреде
3. Клиническое развертывание психических автоматизмов. Магическое воздействие — тотемистическая идентификация
4. Феномен телесной открытости. Синдром соматопсихического автоматизма
5. Соматический автоматизм при парафрении. Бред физического воздействия
6. Инкорпорация инородных тел в бреде. Феномен вкладывания при бреде
7. Бред аутопсихического воздействия. Бред с интериоризацией — экстериоризацией
8. Бред воздействия с активным воздействием. Механизм обмена Я и не-Я
9. Сделанность в бреде. Эволюционно-генетический взгляд на происхождение бреда
10. Соотношение отнятия и вкладывания в бреде. Эффекты колдовства и одержимости в бреде
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.