Соотношение отнятия и вкладывания в бреде. Эффекты колдовства и одержимости в бреде

В случаях, подобных клинике Ш., явления «отнятия», предваряющие «вкладывание» (= одержимость злым духом), на первый взгляд отсутствуют, но они, пусть своеобразные и неброские, все же есть. В их качестве обычно выступают негативные психопатологические симптомы когнитивных и эмоционально-волевых расстройств инициального периода.

Выпадение этих функций подвергается интерпретации в тех бредовых высказываниях, которые квалифицируются как негативный автоматизм; замещение утраченных функций путем регрессии к более примитивным формам психической жизни оформляется как позитивный автоматизм. Эта закономерность соблюдается в том, что у В. переживание утраты жизненной энергии, настроения, «везения», а у Ш — здоровья, умственной активности, уважения в социуме (все насмехаются) и семейного благополучия внезапно осознается как насильственное «отнятие» вследствие колдовства и последующей одержимости.

Это «озарение» наступает у обоих в момент совершения ими магических манипуляций (манежно-вращательных движений у В. и катартических действий у Ш.), что, видимо, не случайно. И лишь острота и чрезвычайный синкретизм клиники в обоих наблюдениях препятствуют связной вербализации больными эффектов «отнятия» и структурированию их в симптомы негативного автоматизма.

Как правило, объект одержимости одновременно является и источником воздействия. В силу этого обстоятельства воздействие и у В., и у Ш. предельно контагиозно (контакт с источником воздействия имеет интропроекцию), а у Ш. опосредовано персонифицированным физически ощущаемым объектом (душой колдуньи). Первым свидетельством одержимости для пациентки служит галлюцинаторный «голос» одержательницы, локализованный внутри тела.

бред

Эта галлюцинация приобретает синкретический (комплексный) характер: «колдунья» не только разговаривает, но и вызывает разнообразные соматические сигналы, а главное — полностью овладевает душой и телом. В определенном смысле «колдунья» дублирует психофизические функции своей жертвы и на этом основании вполне могла бы называться «двойником». Наряду с этим она навязывает свою поведенческую программу, принуждая идентифицироваться с собою же, и тем самым соответствует ритуальной роли «посвятительницы». (Ниже мы еще вернемся к теме «двойника-посвятителя».)

Рассмотрим примеры архаического бреда при параноидной шизофрении, в которых прослеживаются те же характеристики (все больные из 1-й труппы).

Больной К , 33 года (архив 1999 г), считает, что его болезнь началась, когда ему было 3 года какая-то женщина как-то по-особенному посмотрела на него, и что-то влетело в левый глаз Почувствовал, что «энергия ушла». В возрасте 15 лет пережил «энергетически удар: почувствовал, что души нет, перестал ощущать душу Держался на тонком волоске между жизнью и смертью» В возрасте 31 года испытал депрессию, страх, слышал «голос ангела-хранителя в голове».

После лечения у целительницы сказавшей, что им с женой «поделано», стало еше хуже стал слышать «голоса», ругающие и приказывающие покончить с собой Понял, что целительница «украла волю», вынула из него душу, от него «осталась одна оболочка», ему уже «нечем жить» В голове у него «сидит эта ведьма и быстро перескакивает из одного полушария в другое», «трясет тело», «сбивает с мысли, мысли идут сами по себе, обрываются», «чувствовал, как она опускается из головы в желудок, из желудка в рот, но выплюнуть ее не мог» Боялся, что его 8-летний сын понесет «код Иисуса Христа», а он, К , станет предателем собственного сына, как Иуда Чтобы этого не случилось, выбросился из окна 4-го этажа.

В приведенных примерах эффекты «колдовства» и «одержимости» также проявляются четырехчленным (идеосенсомоторным и соматическим) автоматизмом; бред воздействия синкретичен, контагиозен и персонифицирован. В наблюдении 3 он предметно опосредован тотемом и процедурно оформлен, причем тотемистически окрашенная одержимость предваряет развитие идей особых способностей подобно тому, как это происходит в шаманском посвящении. В наблюдении 4 больной устанавливает непосредственную связь между похищением его души ведьмой и последующим ее вселением.

- Обратно в раздел "Психиатрия и психология"

Оглавление темы "Примеры соматического автоматизма при шизофрении":
1. Психические автоматизмы в бреде. Соматический автоматизм
2. Бред отнятия и вкладывания. Феномен вкладывания в бреде
3. Клиническое развертывание психических автоматизмов. Магическое воздействие — тотемистическая идентификация
4. Феномен телесной открытости. Синдром соматопсихического автоматизма
5. Соматический автоматизм при парафрении. Бред физического воздействия
6. Инкорпорация инородных тел в бреде. Феномен вкладывания при бреде
7. Бред аутопсихического воздействия. Бред с интериоризацией — экстериоризацией
8. Бред воздействия с активным воздействием. Механизм обмена Я и не-Я
9. Сделанность в бреде. Эволюционно-генетический взгляд на происхождение бреда
10. Соотношение отнятия и вкладывания в бреде. Эффекты колдовства и одержимости в бреде
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.