Больные с архаическим бредом. Конструкция магия - одержимость

Синдромокинез в онтогенезе болезни Ц. — трансформация типичного синдрома психического автоматизма в бред одержимости, повторяет в обратном порядке движение историогенеза Семантической основой синдромокинеза, связывающей все его элементы, является структура посвящения: «духами-посвятителями» выступают «инопланетяне», которые сначала «отнимают» душу подопытной, а потом вкладывают в нее некое существо. Между субъектом и объектом этой одержимости продолжает осуществляться энергоинформационный обмен, смысл которого заключается в достижении сопричастности посвятителям.

Больные с архаическим бредом приходят к идее собственной одержимости, основываясь на совокупности и согласованности проприцептивной информации, поступающей по различным галлюцинаторным каналам — «голосам», имеющим интрапроекцию, а также по висцеральным сигналам и т. д. При исторически более поздних галлюцинаторно-параноидных синдромах тема воздействия в мышлении длительно может оставаться самодовлеющей и не достигать кристаллизации идеи «одержимости», а наблюдающиеся в их структуре расстройства проприочувствительности — расцениваться больными как эффекты «воздействия» извне и только. Этот факт должен подтверждать историческую приоритетность бреда одержимости по отношению к различным формам бреда воздействия, в том числе колдовства.

В синкретической конструкции архаического бреда, помимо автоматизмов - соматопсихических феноменов «отнятия», «вкладывания», «обмена» и «отдачи», доступны вычленению более тонкие их элементы — зачатки эхо-психизма и феноменов «открытости». Соматопсихическую «открытость» можно проследить в бреде больной К. (см. п. 3), а также в нижеследующих наблюдениях.

архаический бред

Больная Г, 65 лет (архив 1990 г, 1 -я группа) В контексте бреда колдовства и одержимости высказывает идеи собственной телесной прозрачности для «колдунов» Колдуны насылают человекообразные тени, которые, падая на нее и проникая вовнутрь ее тела, видят все внутренности.

Больная Д , 52 года (архив 1990 г., 1-я группа), высказывает бред колдовства в адрес мужа и его родни Якобы много лет назад сестра мужа «приворотила» ее, набросив на голову темный платок

По этой причине вышла замуж против своей воли, много лет жила с мужем-пьяницей, терпела его побои и колдовство, из-за которого болела, но была не в силах развестись с ним. Чувствует, как муж на расстоянии всецело управляет ею, вызывает неприятные ощущения в теле, наблюдает за нею, все видит и слышит, глядя на свою ладонь как в зеркало.

Конструкция магия - одержимость здесь представлена бредом колдовства, а также эквивалентами одержимости — психическими автоматизмами, бредом сделанной болезни и бредом сделанной судьбы. Бред воздействия у больной Д. персонифицирован, контагиозен, синкретичен, поскольку он связан с тотальным изменением всех сторон жизни пациентки. Понятно, что речь идет об «отнятии» души (воли, здоровья и т. д.) и «вкладывании», условно говоря, «чужой души» - чужой воли, ощущений, болезней, движений и т. д. Бредовые идеи повсеместного наблюдения мужем-колдуном за Д. репрезентируют феномен соматопсихической «открытости» в архаическом исполнении. Если при рутинном синдроме психического автоматизма больные говорят о наблюдении за ними скрытой видеоаппаратурой, то в случае Д. эту функцию выполняет ладонь колдуна, напоминающая сказочные волшебные предметы (зеркало, воду, кристалл и т. д.). В историогенезе феномена «открытости» и близкого к нему бреда наблюдения используемые для этих целей техногенные объекты имеют сходный магический прототип.

- Читать далее "Феномен открытости с элементами ритуала посвящения. Моральный суд в бреде"

Оглавление темы "Особенности бреда при шизофрении":
1. Сенестопато-ипохондрическая симптоматика. Завершенные конструкции одержимости
2. Больные с архаическим бредом. Конструкция магия - одержимость
3. Феномен открытости с элементами ритуала посвящения. Моральный суд в бреде
4. Реликты архаического бреда. Структура соматопсихического автоматизма
5. Одержимость в бреде. Тема окруженности тотемом
6. Гретеровский дебют шизофрении. Синдром психического автоматизма при гретеровском дебюте шизофрении
7. Шаманство и транзиторная одержимость в бреде. Транзитивный бред воздействия
8. Пример соматопсихического автоматизма. Пациент с соматопсихическим бредом автоматизма
9. Синдром Кандинского — Клерамбо с соматическими автоматизмами. Идеосенсорные автоматизмы
10. Синдромы бреда колдовства и одержимости. Магическое воздействие и тотемистическая идентификация

    О сайте:

  1. Поиск по сайту
  2. Контакты и пользовательское соглашение

    О сайте:

  1. Контакты и пользовательское соглашение