Шаманство и транзиторная одержимость в бреде. Транзитивный бред воздействия

Случай И. из той категории сюжетно разработанных синдромов психического автоматизма, которые декодируются в развернутом диапазоне всего МРК, а не только в ядерном конструкте «магия — одержимость». Тип посвящения — шаманский (характерны «жарка», «электрическое свечение»), но имеются включения военной и тотемистической инициации. Черты тотемизма, как и у предыдущей больной, скрываются под покровом расхожих метафор-анимализмов, но аналитически легко установить, что они подчинены тем же закономерностям, что и в ритуале.

Порчу на пациента поначалу наводят «темные силы» (соседи), что сменяется со временем развития симптомов транзиторной «одержимости» О ней мы знаем мало; лишь при второй госпитализации раскроется, что в тот период пациент под влиянием «светлой силы» подвергся «изгнанию» из него злых духов. Так называемую «светлую силу» воплощают мужчина и женщина.

Символично, что первая атака исходит от них тогда, когда пациент, сопровождаемый собакой, оказывается рядом с женщиной, тоже идущей с собакой.
Этому эпизоду пациент придает особое значение; оно переживается им как сделанное безумие («сорвало крышу») и корреспондирует с ритуальным испытанием безумием Семиотические корреспонденции между парами участников: ученых-экспериментаторов (мужчины и женщины) - своего рода «духовных родителей», «учителей», и «мишенью» их воздействия - пациентом и собирательным женским персонажем (женщиной с собакой, женой), объяснимы исходя из принципа уподобления посвящаечшх патронам инициации.

В ситуации И. это уподобление происходит, с одной стороны, «по вертикали» — между посвящаемыми и воздействующими на них посвятителями («пациент + женщина и ученые «мужчина + женщина»), в результате чего в пациента «вкладывается» «правильная поведенческая программа «борца со злом и нечистой силой», «преобразователя плохой энергии людей в положительную», что соответствует репертуару «шамана» и «спасителя». С другой стороны, уподобление происходит «по горизонтали» — между посвящаемыми и сопутствующим им тотемом собаки.

одержимость в бреде

Транзитивный бред воздействия на собаку сочетается с дереализацией, близкой к идеям интерметаморфозы: собака кажется пациенту застывшей, не живой — искусственной. От пациента тоже «одна оболочка осталась». Подобные высказывания символизируют «мнимую смерть» посвящаемого и его собаки — пары, объединяемой общим смыслом совершаемого над ними действа.

Отсюда следует, что реально присутствующая в окружении пациента собака несет в себе дополнительный смысл - тотемный. Беря это во внимание, не стоит списывать на простое совпадение то, что пациент называет себя подопытной собакой, а производимые над ним манипуляции — бредом собачьим. Примечательно, что в февральский день обострения психоза переживание внутренней «открытости» и «освобождения» пациента от негативной энергии «одержателей» («очищение») совпадает с моментом «вхождения в собаку энергетического сгустка»

Данные клинически незавершенные явления, с учетом всего того, что нам стало известно об историогенезе феноменов «отнятие - вкладывание» и его связи с ритуальным обменом, можно трактовать путем достраивания гештальта: как выход из тела посвящаемого его души и вселившихся в нее демонических сущностей, сгорание последних и дальнейший вход души посвящаемого в тело собаки; обратная сторона этого же цикла — символический «вход» души собаки в тело пациента. Такая трактовка правдоподобна, поскольку пациент описывает свое положение в эпитетах, характерных для кинантропии.
После «очищения» души и ритуального обмена душами с тотемом герою открывается его «миссия» и даются «шаманские дары».

Таким образом, все составляющие психического автоматизма у И. повторяют в общих чертах последовательность этапов МРК: инсценировку («эксперимент»), испытания, куда входят подавление воли, роль «козла отпущения», физические истязания (перебирание внутренностей и т. д.). устрашение, безумие, сложные задачи {«стрельба»), воздействие и одержимость темными силами, очищение; посвящение (переделка в культурного человека, вкладывание в мозг потока информации, соучастие в научном эксперименте), а также духовное обогащение (экстрасенсорные способности, миссия «светлого» колдуна).

Не следует упускать из виду, что заболевание. И некогда началось с бреда ревности, протекавшего под маской алкоголизма. Идея неверности (= низости) жены-ведьмы хронологически предшествует «испытаниям» обоих супругов. Таким образом, посвятительные перипетии пациента вписаны в его персональный миф о тотемном супружестве. Отсюда понятна задействованность обоих — пациента и его жены, в одном сценическом пространстве вместе с тотемом собаки.

- Читать далее "Пример соматопсихического автоматизма. Пациент с соматопсихическим бредом автоматизма"

Оглавление темы "Особенности бреда при шизофрении":
1. Сенестопато-ипохондрическая симптоматика. Завершенные конструкции одержимости
2. Больные с архаическим бредом. Конструкция магия - одержимость
3. Феномен открытости с элементами ритуала посвящения. Моральный суд в бреде
4. Реликты архаического бреда. Структура соматопсихического автоматизма
5. Одержимость в бреде. Тема окруженности тотемом
6. Гретеровский дебют шизофрении. Синдром психического автоматизма при гретеровском дебюте шизофрении
7. Шаманство и транзиторная одержимость в бреде. Транзитивный бред воздействия
8. Пример соматопсихического автоматизма. Пациент с соматопсихическим бредом автоматизма
9. Синдром Кандинского — Клерамбо с соматическими автоматизмами. Идеосенсорные автоматизмы
10. Синдромы бреда колдовства и одержимости. Магическое воздействие и тотемистическая идентификация
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.