Психический статус при депересонализации. Деперсонализационно-параноидный синдром

Формально ориентирован верно Моторика адекватная. Всем обликом выражает расположение к собеседнику, желание быть понятым. Жалуется на «свинцовую тяжесть, пустоту в голове , какая-то сила отобрала логику и мысли , тело как чужое», ощущение холода в теле, как будто «вовнутрь что-то вливается и течет по телу, как по трубам, давит к земле,.. что-то держит за позвоночник» Двойственность в поступках, отмечает «Какой рукой брать ложку — не пойму, потерял ориентировку, руки, как веревки», словно он «резиновый манекен». Испытывает чувство, что «вывернут наизнанку», весь материальный мир находится в нем и в то же время выходит из него, как будто он его создал Тогда появляется мысль, что он «бог, точнее, сатана, подделывающийся под Бога» В нем словно две души - божественная и сатанинская С тревогой спрашивает: «Излечимо ли это? Наверное, я наказан свыше, кажется, что на все смотрю из космоса, никогда не вернусь на Землю» Ощущение, что он «не жилец, а находится в загробном мире среди мертвых, восковых людей» Единственное, что связывает с миром — обручальное кольцо — стоит его снять, и последняя ниточка с миром прерывается Признается, что «во всем этом есть что-то мифологическое».

Часто добавляет к своим высказываниям: «Это все, конечно, бред, сумасшествие» Просит помощи. Мышление без грубых формальных расстройств. Эмоции представлены анестетической депрессией

В отделении: ведет себя правильно, охотно вступает в контакт, делится переживаниями. Заявляет, что «время уходит в детство, потому что все поучают, как маленького», всем открыто его внутреннее состояние. Нет чувства сна, других физиологических отправлений Исподволь появилось новое ощущение, что все знает и все может, «добился ницшеанского идеала, спас мир» Длительно резистентен к терапии. К концу 3-го месяца лечения достигнуто неполное улучшение

деперсонализация

Катамнез ч• 6 мес. находится в академическом отпуске. Принимает поддерживающую терапию нейролептиками Чувство внутренней раскрытости, двойственности сохраняется с меньшей интенсивностью
Диагноз: шизофрения, параноидная форма, деперсонализационно-параноидный синдром с явлениями автоматизма.

Отличительная особенность психопатологических этапов МРК у Р. в том, что все они (I—IX) выражены преимущественно симптомами деперсонализационно-дереаяизационного континуума. Тогда как собственно бредовое воздействие здесь рудиментарно, невыводимо из какого бы то ни было источника, предельно обезличено как некая безымянная «сила», и напоминает защитную попытку объяснения насильственности состояния, близкую к мировоззренческим поискам больного.

Данный пример лишний раз убеждает, что деперсонализация есть инициальное звено бре-дообразования, на что обращали внимание многие авторы (Хохлов Л.К., 1969; Муратова И.Д., 1971; Пападопулос Т.Ф., 1975; Меграбян А.А., 1984; Ануфриев А.К., 1992; Clerambault G., 1937; Еу Н., 1954; Conrad К., 1959; Koehler К., 1979). Однако деперсонализационные симптомы в динамике этого случая являются не просто предшественниками автоматизмов, но их семантическими эквивалентами менее глубокого регистра, повторяющими все их свойства и закономерности, включая и эффекты «отнятия-вкладывания». Так, явления «внутренней раскрытое™» и «отнятия мыслей» («какая-то сила отобрала логику и мысли») составляют содержание негативного автоматизма; к нему же тяготеют переживания отчуждения и утраты мыслей, чувств, движений и координации своего тела, расстройства самосознания активности и витальности (свое изображение в зеркале воспринимал как постороннего человека... Не мог понять, спит он или бодрствует, разговаривает или молчит, не чувствовал холода и боли. Утратил ясное понимание того, что такое добро, мораль, совесть..., тело как чужое..., какой рукой брать ложку — не пойму, потерял ориентировку») (этап V МРК).

Явления психической диссоциации (словно две души — божественная и сатанинская), соматопсихической деперсонализации, галлюцинации общего чувства и сенестопатии (как будто «вовнутрь что-то вливается и течет по телу, как по трубам, давит к земле..., что-то держит за позвоночник... словно он «резиновый манекен»») приближаются к феноменам психического и соматического «вкладывания» при положительном автоматизме, бреду аутометаморфозы и одержимости (этапы VI—VII МРК). Попытка идентификации себя с Творцом сродни стремлению отождествиться с Первопредком.

- Читать далее "Расстройства самосознания целостности. Амбивалентный бред"

Оглавление темы "Варианты синдрома автоматизма":
1. Атипичные варианты синдрома автоматизма. Классификация синдрома Кандинского - Клерамбо
2. Психический статус при депересонализации. Деперсонализационно-параноидный синдром
3. Расстройства самосознания целостности. Амбивалентный бред
4. Деперсонализационные переживания. Пример шизотипического расстройства
5. Психический автоматизм с деперсонализационными переживаниями. Паранойяльный вариант шизофрении
6. Зондирование за трахеостомической трубкой и трахеостомой. Параноидная форма психического автоматизма
7. Гипнотическое и семиотическое в бреде с автоматизмами. Паранойяльный механизм влияния
8. Психическое воздействие при автоматизмах. Пример психического воздействия при паранояльном синдроме
9. Обсессивные варианты синдрома автоматизма. Навязчивые галлюцинации
10. Бред неперсонифицированного воздействия. Детские фобии при шизофрении
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.