Кастрация животных в древности. Фаллическая магия
О древности обычая кастрации животных можно судить также по обрядово-магическим пережиткам, связанным с кастрацией скота у современных народов. Например, в Мекленбурге, кастрируя вола или жеребца, яички кладут в темное место, где не светит ни луна, ни солнце, и они медленно засыхают; при этом подразумевается, что, если с яичками ничего не случилось, рана также постепенно засохнет и животное легко перенесет операцию. У эстонцев предварительно заговаривают нож; кабанов, быков и баранов они предпочитают кастрировать при ущербе луны (симпатическая магия).
Кастрирование животных было обусловлено тем, что после операции они имеют более вкусное мясо, становятся смирнее, равнодушны к самкам и лишены способности оплодотворения, что значительно облегчает их пастьбу и помогает регулировать прирост молодняка. При земледельческих работах, без сомнения, люди скоро убедились, что выхолощенное животное скоро привыкает к ярму и постромкам.
Кастрация животных, таким образом, должна рассматриваться, как огромное техническое достижение человечества, облегчавшее борьбу за воспроизводство необходимых жизненных условий путем отбора лучших животных-производителей и их скрещивания.
Понятие о детородных функциях фалла, его значение в воспроизводстве членов родового союза, а равно и необходимых жизненных условий с развитием скотоводства, — повидимому, обусловили широкое развитие фаллической магии и в дальнейшем культ фалла почти во всех известных нам древних религиях.
Фаллическая магия привела к почитанию фалла не только человека, но и животных; так, например, в древней Индии кастрированное животное лишь в некоторых случаях могло быть приносимо в жертву, т.е. оно, видимо, считалось неполноценным. Упоминание Гомера о жертвенных «баранах, сохраняющих ядра», — также, повидимому, находится в связи со сказанным. При тавроболиях в Римской империи половые органы принесенных в жертву быков собирались в одно место и торжественно переносились в другое, где закапывались в землю, чтобы придать ей большую плодовитость. Почтительность, проявляемая в тавроболиях к половым органам животных, может быть объяснена как несравненно более древний магический пережиток.
Возвращаясь к выяснению мотивов древнейшего скопчества в людских обществах, познакомимся с мифами и данными древнего фольклора, которые, до известной степени, приближают нас к ответу на поставленный вопрос.
Ни в одном из известных нам мифов, в которых отражен момент скопчества (кроме мифа о смерти Аттиса) скопчество не признается угодною богам жертвою. Но есть основание полагать, что вариант, по которому Аттис оскопляет себя под деревом в припадке безумной любви или ревности к богине Кибеле, есть позднейший вариант. Более же древним является тот, согласно которому Аттис так же, как и Адонис, умирает от ран, нанесенных вепрем.
Наиболее ранним упоминанием о кастрации, является вавилонский миф о боге Эа, ставший известным после расшифрования древне-вавилонских таблеток. Старые боги, создатели хаоса Апсу и Муму, противятся воле молодых богов, своих детей, которые желают установить порядок в хаосе. Апсу решает уничтожить детей. Муму советует ему прибегнуть к самым жестоким мерам. Однако мудрый бог Эа заклинаниями усыпляет Апсу и убивает; Муму же лишает мужества и связывает.
Подобная же борьба между старым и новым поколениями богов происходит в греческой мифологии. Уран-небо пожирает детей своей супруги Геи-земли. Мать делает серп из железа и просит детей оскопить отца. Дети в страхе молчат. Соглашается лишь младший сын Крон.
Из капель крови, излившихся при оскоплении, родились мощные Эриннии и Гиганты; фалл Урана носился по морю, после чего из пены, вокруг него образовавшейся, родилась девушка Афродита и вышла на остров Кипр. Впоследствии Сатурн (Уран) был оскоплен своим сыном Юпитером при помощи того же Серпа.
- Читать "История самокастрации. Легенда о Комбабе"
Оглавление темы "Скопчество и самокастрация":1. Скопчество в ранне-классовых обществах. Д. Фрэзер о скопчестве
2. Религиозная самокастрация. Скопчество и хлыстовство в России
3. Скопчество как магический обряд. Скопчество в коммунистическом строю
4. Половая жизнь в ранне-классовых обществах. История кастрации
5. Кастрация животных в древности. Фаллическая магия
6. История самокастрации. Легенда о Комбабе
7. Мифология древнего скопчества. Кастрация трупов
8. Миф об Озирисе. Кастрация рабов
9. Отношение к евнухам в древности. Отношение к евнухам на Востоке и Западе
10. Скопчество как религиозное явление. Теория возникновения кастрации