Путь Шнейдера к неотомизму. Схоластика в работах Шнейдера

Путь Шнейдера к неотомизму — вполне закономерный путь. Шнейдер давно уже объявил себя сторонником «эмпирического дуализма». Еще в 1919 г. он пытался отграничить так называемую чистую психиатрию, которая должна заниматься только такими аномалиями психики, в основе которых нет материального субстрата. Психические болезни,— писал он тогда,— не болезни в медицинском смысле.

Они только разновидности психического реагирования. Называть их болезнями было бы, по Шнейдеру, «чудовищной метафорой». В соответствии с теоретическими взглядами Шнейдер разработал свою оригинальную систематику психических заболеваний Наибольшее место в ней принадлежит тому, что собственно не относится к болезням, а представляет собой варианты психики. Это психопатии и психогенные реакции.

Они, по Шнейдеру, должны составить предмет «чистой психиатрии». Вторая группа — болезни в собственном медицинском значении слова. Это нарушения психики, возникающие в результате интоксикаций, инфекций, расстройств кровообращения, мозговых травм, новообразований и пр. Особняком в его «системе» стоят шизофрения и циклотимия. Они «как бы» болезни; их отнесение к болезням можно принять провизорно, как постулат, как рабочую гипотезу, стимулирующую на исследования, но едва ли доказуемую.

работы шнейдера

В работах Шнейдера модернизированная схоластика (неотомизм) представлена отчетливо и неприкрыто.
Обратимся к другому автору, упомянутому Шнейдером, П. Хэберлину (P. Haberlin). Хэберлин исследователь меньшего, чем Шнейдер, масштаба, но все же достаточно известный. Шнейдер ссылается на статью Хэберлина «Предмет психиатрии», опубликованную в 1947 г. В ней мы найдем много общего с высказываниями Шнейдера.

Человек, по Хэберлину, «состоит из тела и души», причем тело устроено и организовано душой как орган ее общения с внешним миром. У человека наблюдаются два совершенно различных состояния, обозначаемые одним и тем же словом «болезнь»: органическая болезнь (заболевание тела) и психическая болезнь (заболевание души). Тело должно быть признано здоровым тогда, когда оно является как раз таким, каким хотела бы его иметь душа.

Заболевание — дезорганизация сочетания души и тела, а именно неподвластность тела душе. Это болезнь тела, или органическая болезнь, но одновременно она свидетельствует и о слабости души. При органической болезни нормальная сама по себе душа не может нормальным образом проявляться во вне. Душа при этом не является больной: она «ущемлена» со стороны тела, которое и является больным. Это не психоз, а «соматоз», не болезнь души, а «помехи» души.

Таким образом, каждая болезнь, по Хэберлину, является либо органической, либо психической, какого-либо третьего понятия не дано и нет болезни, которая одновременно была бы и органической и психической. Понятие органической болезни и вообще понятие болезни не приложимо к душе Здесь нужны какие-то иные понятия.

- Читать "Обскурантизм в медицине. Эндогенные психозы по Виршу"

Оглавление темы "Религия и психиатрия":
1. Неотомисты. Психиатрия по Шнейдеру
2. Путь Шнейдера к неотомизму. Схоластика в работах Шнейдера
3. Обскурантизм в медицине. Эндогенные психозы по Виршу
4. Делей в психиатрии. Религия в психиатрии
5. Богословие в психиатрии. Безумный и одержимый
6. Креспи в психиатрии. С. С. Корсаков о причинах психических болезней
7. Значение религии для психиатрии. Стихийные эклектики
8. Психическая угроза. Взгляд общества на психиатрию
9. Социология Морено. Влияние социологии на психиатрию
10. Матрица Морено. Значимость социометрических методик
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.