Гален и Авиценна в медицине. Медицина в эпоху Возрожденья

Начало нашей эры ознаменовалось дальнейшим развитием материалистических тенденций, прежде всего благодаря работам известного римского врача и естествоиспытателя Клавдия Галена (120-200 гг. н.э.).

Гален обобщил опыт многих поколений медиков, начиная с Гиппократа, и считал себя последователем Платона. Тем не менее при описании и оценке фактических данных он был объективен и стоял на стихийно-материалистических позициях. Так, Гален признавал положение Гиппократа о четырёх «влагах», но при этом дополнил его учением о «пневме» — особом жизненном начале, поступающем с воздухом и проявляющемся в трёх вариантах: пневме психической, располагающейся в головном мозге, пневме жизненной, сосредоточенной в сердце, и пневме физической, локализованной в печени. Ведущую роль в жизнедеятельности организма Гален придавал крови, в которой сосредотачивались все четыре главные элементы жизни — воздух, вода, огонь и земля. Слизь, чёрная и жёлтая жёлчь играли, по его мнению, меньшую роль, поскольку содержали только по одному основополагающему компоненту. Изменение соотношения главных элементов жизни, из которых состоят жидкие и плотные образования организма, равно как и нарушение гармонии во «влагах» (особенно в крови) считали причиной возникновения болезней. По сути дела Гален эклектически соединил в своих трудах гуморальное направление и примитивный материализм Гиппократа с идеалистическими представлениями Платона и Аристотеля о первичности духовной сущности и органической целесообразности.

Выдающимся представителем науки Востока в средние века был Абу-Али ад-Гусейн Ибн-Абдаллах Ибн-Сина (Ибн-Сина, латинизированное — Авиценна, 980-1037). Врач, философ, естествоиспытатель и поэт, он разделял идею Гиппократа, что неправильное смешение «соков» может приводить к возникновению болезней, придавая при этом большое значение как особенностям телосложения человека, так и влияниям на него факторов внешней среды.

Состояние, при котором «соки» количественно смешаны правильно, соответствует здоровью. Уменьшение или увеличение количества «соков», сгущение их, перемещение с обычных мест приводит к возникновению болезни. Основной труд Ибн-Сины «Канон врачебной науки» — фундаментальная энциклопедия медицинских знаний, вплоть до половины 17 в. наравне с трудами Галена был основным руководством по медицине.

авиценна в медицине

Господство в период средневековья религиозных мировоззрений с их схоластикой и догматизмом не могло не повлиять на медицину, где стали преобладать идеалистические тенденции. При этом, как правило, основой считали ту или иную жизненную силу, управляющую функциями организма, изменение её приводило к заболеваниям.

Так, например, было выхолощено учение Галена: все материалистические начала были изъяты, а на щит было поднято искажённое наследие, ставшее основой для схоластических упражнений, надолго затормозивших развитие медицины.

В эпоху Возрождения (13-16 вв. н.э.), характеризующейся появлением прогрессивных элементов во всех сферах человеческой деятельности, началось становление медицины как науки, благодаря её взаимодействию с другими естественными дисциплинами и бурным развитием анатомии и физиологии. Накопление новых научных знаний пробудило врачей конкретизировать общие представления античной медицины о болезни, подвести под них современную теоретическую базу. Стихийно-материалистические тенденции, примитивный механицизм способствовали созданию новых направлений медицинской науки: ятромеханики, ятрохимии, ятрофизики и др. Вместе с тем продолжающееся давление религии в этот период предопределило обязательное наличие идеалистического компонента в любой теории и признание существования нематериальных сил, регулирующих процессы жизнедеятельности.

Так, исследования алхимиков, в том числе и изыскания в области медицинской алхимии, направленные на поиски своеобразного «философского камня» как универсального средства продления жизни и лечения болезней, обусловили накопление обширного фактического материала по химии природных соединений и живой материи. Это привело к созданию ятрохимического направления в медицине.

- Читать далее "Ятрохимическое направление медицины. Работы ван-Гельмонта в патологии"

Оглавление темы "Основатели патологии в медицине":
1. Патология. Предмет патологии
2. Изучение патологии в Древнем Египте и Индии. Медицина Древней Индии
3. Медицина Древнего Китая. Этапы развития патологии в медицине Древнего Китая
4. Солидарная концепция организма. Платон и Аристотель в медицине
5. Гален и Авиценна в медицине. Медицина в эпоху Возрожденья
6. Ятрохимическое направление медицины. Работы ван-Гельмонта в патологии
7. Рудольф Вирхов в медицине. Возникновение патологической анатомии
8. Отечественная школа патологии. Виктор Васильевич Пашутин
9. Ученики В.В. Пашутина. Александр Богданович Фохт
10. Владимир Валерьянович Подвысоцкий. И.Г. Савченко в патологии
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.