Сосудистая реакция при восстановлении миокарда. Колебания сосудистого тонуса
Выраженная сосудистая реакция часто предшествовала восстановлению миокарда. С восстановлением сократительной активности сердечной мышцы пульсовые колебания оттекающей от сердца жидкости усиливались при сокращениях, охватывающих большую часть левого желудочка. Очаговые и фибриллярные его сокращения, а также сокращения любого характера в других отделах сердца мало отражались на самостоятельной сосудистой пульсации.
Характер самостоятельных колебаний сосудистого тонуса изменялся под влиянием давления и температуры питательной жидкости, поступающей в коронарную систему сердца. Выраженные самостоятельные сосудистые сокращения отмечены при давлении жидкости 80 ± 20 мм рт. ст., в то время как при давлении ниже указанного уровня изменения тонуса отсутствовали или были менее отчетливыми. Температура питательной жидкости 37 ± 1° оказалась наиболее оптимальной для наблюдения самостоятельных сокращений сосудов по сравнению с более низкими температурами (от 20 до 30°), при которых колебания тонуса были слабее и носили менее интенсивный характер.
На самостоятельные колебания тонуса венечных сосудов оказывали влияние фармакологические вещества. Наиболее выраженные тонические сокращения сосудистой стенки наблюдались при перфузии строфантина В в меньшей мере — нитроглицерина и адонизида. Влияние эуфиллина в большинстве опытов выражалось в ослаблении самостоятельных сосудистых сокращений.
Необходимо отметить, что самостоятельные колебания сосудистого тонуса индивидуальны у каждого сердца, особенно человеческого. Об этом можно было судить по различной форме кривых, характеризующих состояние тонуса и просвета венечных сосудов. Наряду с большими индивидуальными особенностями они имели ряд общих признаков (амплитуда, частота и форма), позволяющих условно разделить их на три типа. Колебания сосудистого тонуса значительно были выражены при первом типе и менее — при втором и третьем типах. При первом типе за время одного самостоятельного колебания сосудистого тонуса коронарный отток изменялся в пределах от 30 до 110 мл, при втором — от 10 до 30 мл, при третьем — от 2 до 10 мл. Время одного самостоятельного сокращения первого типа равнялось 1—1,5, второго —1,5—5 В третьего — 2—10 минутам.
В графическом изображении самостоятельные сокращения первого типа имели форму многофазных ритмичных синусоидоподобных колебаний, второго — аритмичных, полиморфных. На кривых, относящихся к третьему тину, наблюдались как ритмичные, сппусоидоподобные, так и аритмичные, полиморфные колебания, а иногда колебания тонуса могли отсутствовать. На кривых, относящихся к первому типу, могли наблюдаться элементы, характеризующие второй и, реже, третий типы, а на кривых второго типа — колебания тонуса, преимущественно встречающиеся в кривых третьего типа.
Кроме отдельных ритмических сокращений, нами были отмечены ритмические комплексы, состоящие на сложного сочетания периодически совершающихся ослаблений и усилений сосудистого тонуса.
Самостоятельные изменения сосудистого тонуса наблюдались на сердце людей различного возраста: от 28 недель внутриутробной жизни (эмбрионы) до 83 лет и спустя различные сроки, прошедшие с момента смерти: от 3 часов 40 минут до 65 часов.
На сердце взрослых людей отмечены все три типа колебаний, на сердце эмбрионов и детей — только второй и третий типы. Колебания сосудистого тонуса эмбрионального и детского сердца отличались от колебаний тонуса у взрослых людей небольшой амплитудой и частотой.
Время, прошедшее с момента смерти до постановки опыта, в исследованных пределах заметным образом не отражалось на состоянии вазомоторной активности коронарных сосудов. Колебания сосудистого тонуса первого и второго типов наблюдались на сердце взрослых людей спустя 30—40 часов после смерти.
Колебания тонуса первого и второго типов встречались одинаково часто, колебания третьего типа — значительно реже. Из 157 опытов, проведенных па человеческом сердце, самостоятельные сокращения первого типа были обнаружены в 62 опытах, второго — в 67, третьего — в 28 опытах.
Из 32 экспериментов, проведенных на сердце собак, первый и второй типы колебания сосудистого тонуса наблюдались в равном количестве опытов (14), а третий тип — только в 4 опытах.
Первый тип самостоятельных сосудистых сокращений несколько чаще, чем второй и третий, отмечен на сердце людей, погибших от гипертонической болезни, острой коронарной недостаточности и инфаркта миокарда, а также на сердце собак при экспериментальном инфаркте сердечной мышцы. Третий тип колебаний тонуса, наиболее редко встречающийся у взрослых людей, наблюдался при повреждениях центрально! нервной системы, обширных повреждениях костей и внутренних органов тела, сопровождающихся шоковым состоянием и большой кровопотерей, в случаях смерти от кишечной непроходимости и прободной язвы желудка, осложненных перитонитом, опухолях мозга и мозговых оболочек, а также в ряде случаев у людей, погибших от сердечно-сосудистых заболеваний (острая стадия инфаркта миокарда, стенокардия, гипертоническая болезнь), и не паблюдался только в случаях смерти от асфиксии на почве удушения.
- Читать "Вазомоторная активность коронарных сосудов. Влияние стеноза на колебания коронарных сосудов"
Оглавление темы "Вазомоторная активность коронарных и периферических сосудов":- Периферические сосуды при гипертонической болезни. Синокаротидная область при гипертонии
- Вазомоторная активность коронарных сосудов. Сосудистая пульсация сердца
- Сосудистая реакция при восстановлении миокарда. Колебания сосудистого тонуса
- Вазомоторная активность коронарных сосудов. Влияние стеноза на колебания коронарных сосудов
- Вазомоторика артерий и вен сердца. Реактивность сердечных сосудов
- Метод онкометрии. Взаимодействие колебаний сердечных и периферических сосудов
- Влияние гистамина на периферические сосуды. Систолические колебания общего кровяного давления
- Раздражение хеморецепторов при гипертонической болезни. Условнорефлекторная гипертония
- Влияние адреналина на коронарные сосуды. Влияние эфедрина и атропина на сосуды сердца
- Влияние гипертонии на коронарные сосуды. Реактивность коронарных сосудов при гипертонии