Сознание и мыслительная деятельность. Фишгол о сознании
Для Пенфилда сознание тождественно с мыслительной деятельностью индивида. Он полагает, что мыслительная, или психическая, деятельность мозга состоит в приеме чувствительных импульсов, выраженных в электрических потенциалах, в переработке их в мозгу на основе сохранившихся следов прошлого опыта и в пересылке к поперечно-полосатой мускулатуре в качестве активных волевых движений.
Следует отметить, что для Пенфилда мыслительная психическая деятельность возникает не спонтанно, а под влиянием постоянной «бомбардировки» со стороны всех чувственных рецепторов.
На основе импульсов, проникших через органы чувств в мозг, и следов прошлого опыта вырабатывается так называемое планированное действие, выражающееся в виде волевого движения. Нет сомнения, что все это в принципе верно, но этого недостаточно для полного ответа на проблему «физических основ» мышления и сознания.
Получается, что все есть, не хватает только того наиболее «удобного» мозгового образования, которое должно переработать поступающие чувствительные импульсы.
Фишгол сообщает, что литературные справки, сделанные им в поисках подходящего определения понятия сознания, не дали удовлетворительного ответа, хотя в монографии Миллера, посвященной бессознательным состояниям, дано семнадцать различных определений сознания.
Не собираясь давать новое восемнадцатое определение, Фишгол все же указывает, какое понимание вкладывает в него клиницист-невролог и психиатр в своей ежедневной практической деятельности. По его мнению, сознание разграничивается на функции и данные органов чувств. Последние клиницист считает главными, если больной находится в сознании: «субъект, который имеет достаточный контакт с окружающей средой, связан с реальностью и воспринимает вопросы и указания». Другими словами, это больной, который ориентирован относительно места, времени и собственной личности. С таким больным можно установить словесный контакт.
По Пенфилду, то явление, которое называется сознанием, претерпевает ряд изменений между бодрствованием и сном. Это подтверждает Джексон: сознание у человека столь различно между одним моментом и другим, что вообще трудно говорить об определенном сознании.
Известный бельгийский электрофизиолог Бремер пытается дать более широкое определение сознания. По его мнению, нужды врачебной практики явились причиной преодоления метафизических затруднений при определении сознания, и врач вложил в это понятие определенное содержание. Для врача сознание —это «особое качество функции мозга, которое характеризуется различительной и выборочной реактивностью, гармоничной интеграцией и организацией поведения с правильным приспособлением к создавшейся обстановке и с прочными следами воспоминаний» (этот критерий, по Бремеру, является спорным).
- Читать далее "Бремер о сознании. Сознание человека и животных"
Оглавление темы "Ретикулярная формация":1. Раздражение ретикулярной формации. Исследование Анохиным ретикулярной формации
2. Влияние ретикулярной формации на кору головного мозга. Значение ретикулярной формации
3. Сознание человека. Определение сознания
4. Сознание и мыслительная деятельность. Фишгол о сознании
5. Бремер о сознании. Сознание человека и животных
6. Поведение при сознании. Фессар о сознании
7. Новейшие исследования головного мозга. Возбуждающая восходящая система мозга
8. Таламо-кортикальная система мозга. Неспецифическая система мозга
9. Замкнутый круг мозга. Адреналин и головной мозг
10. Функциональная структура ретикулярной формации. Влияние уретана на головной мозг