Пациент между летом и осенью. Храм в бреде шизофреника

Пациент «на стыке» между летом и осенью (в первых числах сентября) неосознанно отождествляет себя с летающим космическим объектом {фотонным — означает «светоносным»), а затем пленяется подземными силами (чертями, змеями и проч.), что мифопоэтически более всего соответствует образу осеннего солнца или иного светлого персонажа, захваченного тьмой. В этом хтоническом мире излучается радиация, которая, подобно нередко упоминающейся в других бредовых системах ртути (Меркурию), символизирует мрачную огненную стихию Земли: «...весь мир прекращает существование, все живое начинает погибать, распадается органическая материя.

Слышал странный гул, шум, думал, что это выделяется радиация, газ, который губит все живое». Пленяется не только солнце, но и вся живая природа, все животные: Р., не меняя своей адской ориентировки, осознает себя находящимся в зоопарке. Заключенные в этом мире люди понижаются в своем ранге, меняя человеческий облик на звериный; их ранг повышается лишь в конце всех выдержанных испытаний. (Все люди, подобно посвященным шаманам, научились читать мысли друг друга.)

Сам он обрастает шерстью и превращается в медведя. У многих народов распространено верование, что медведь прежде был небесным существом, наделенным божественными качествами, но позже спущен небесным богом на землю за ослушание, поэтому в фольклоре и древних космологических культах он часто несет в себе астральный код (Иванов В.В., Топоров В.Н., 1992). Последний несложно подвести под сюжетную линию превращения в медведя в онейроиде Р, где он «сначала летал в космосе, а затем попал в ад».

бред при шизофрении

Кроме того, медведь в языческой архаике часто фигурирует как умирающее и возрождающееся божество, что, вероятнее всего, обусловлено его свойством впадать в зимнюю спячку. В данном контексте и в связи со всем вышесказанным медведь в истории Р. видится как нечто большее, чем низвергнутое с Неба существо: он олицетворяет собой всю замирающую по осени Мать Природу, к которой относится и Солнце. Во всяком случае, другие семантические оттенки этого зооморфного символа, и в частности то, что в мифах медведь выступает еще и как культурный герой, родоначальник и хозяин нижнего мира (Иванов В.В, Топоров В.Н., 1992), не находят прямого соответствия с текстом.

Интересная деталь в видении храма: «студенты, которые обманывали старух, смеялись, отнимали у них золото». Мифопоэтически «отнятие золота» означает «отнятие солнечности». Такая трактовка тем более правдоподобна, если учесть, что отнятие совершается трикстерными персонажами (обманщиками).

Тот штрих, что золото отнималось не у кого-нибудь, а. у старух, косвенно указывает на матриархальную парасемантику Солнца как космомифологического объекта. Это дополнительно подтверждает версию о календарно-мифологическом подтексте всего онейроидного сюжета и персональной миссии умирающей и воскресающей Матери Природы в бредовой идентичности больного. Таким образом, как следует из установленного метакода данного сюжета, импульсивный, ничем не мотивированный прыжок из окна вниз уже тогда, в первые дни психоза, компактно выражал собою саму квинтэссенцию грядущих в нем событий, которая по смыслу обратна проникновению солнечного света в окно свыше, а именно захват Солнца тьмой, полет по орбите и проваливание в преисподнюю.

Подтверждает выводы и тот факт, что осознание рожденности заново ассоциировано у больного Р. с обновленным видением живой природы: «однажды увидел в окно землю, деревья, очень обрадовался» — «как впервые народился».

- Читать далее "Спаситель мира в мифологическом бреде. Архетип спасителя мира"

Оглавление темы "Бред при шизофрении":
1. Сезонно-аффективные расстройства. Присвоение имени Христа при шизофрении
2. Бред духовного обогащения. Освобождение от шизофрении
3. Онейроидная кататония. Посвятительная фантасмагория
4. Пациент между летом и осенью. Храм в бреде шизофреника
5. Спаситель мира в мифологическом бреде. Архетип спасителя мира
6. Шаманская болезнь. Двойник в бреде шизофреника
7. Пример бреда спасителя мира. Острый параноидный синдром при шизофрении
8. Пример острого параноидного синдрома. Сны при параноидном синдроме
9. Аспекты мифологемы спасителя мира. Пример галлюцинаторно-парафренного синдрома
10. Персональный миф при шизофрении. Шизофреническая трикстериада
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.