Персональный миф при шизофрении. Шизофреническая трикстериада

В этой истории удается проследить, как структурное ядро посвящения дифференцируется в персональный миф. Переход тела (или его органа) в энергетическое состояние и есть развоплощение, т. е. переход к смерти, но временно, с последующим обратным воплощением антропо- и зооморфных субстанций в теле героя. Подобный кругооборот энергий между миром живых и тотемным миром мертвых напоминает роль одержимого «духами» шамана-целителя, который, согласно языческим представлениям, берет плененную «душу» больного органа человека и высвобождает ее из-под власти злых духов.

Таким образом, тотемистически окрашенная парциальная аутометаморфоза у больного С. выступает элементом шаманской функции, которая, приобретая масштабность, в свою очередь оказывается вписанной в мифологему всемирного спасителя и культурного героя.

Можно думать, что подобные сюжеты, генетически близкие мифу о Прометее, прикованном к скале и регенерирующуюся печень которого ежедневно склевывал орел, воспроизводят все ту же универсальную идею цикличного умирания и возрождения, но не в общем, а, так сказать, в локальном виде. Наряду с бредом органического донорства, относительно редкого, значительно чаще встречается бред донорства «энергетического».

В отличие от односторонних процессов пассивного варианта психического автоматизма (отнятие мыслей, энергии и т. д.) бредовые идеи, о которых идет речь в данном контексте, замыкаются вокруг цикла принятия в себя чужой, негативной энергии души или тела, очищения ее и последующей отдачи другим людям. Приведем несколько клинических наблюдений.

Больной Ф , 33 года (архив 1992 г.), русский, утверждает, что инопланетяне подключили его мозг,превращенный в компьютер, к какому-то психически больному человеку и передают от него «больные» мысли, энергию, а его здоровую психическую энергию отнимают и передают этому больному. Считает себя «очистителем сумасшедшего сознания» «Голоса» же инопланетян обещают, что он будет «целителем и очистителем всей Земли»

миф при шизофрении

Слышит «голоса» своих внутренних органов, которые «спорят о суверенитете» и на которые он может воздействовать словом Кроме того, слышит «голоса» деревьев, от которых он берет энергию для восстановления своих сил.

Обращает на себя внимание структурное сходство бреда у пациентов С. и Ф.: реквизит символических объектов тот же — мозг-компьютер, дезинтеграция, автономизация и одушевление внутренних органов, а также энергетический кругооборот между миром субъективно-актуальным и миром виртуальным с той лишь разницей, что тотемный источник, из которого осуществляется «подпитка», у Ф. носит не анималистический, как у С, а гилозоистический характер.

Больной Ф., 23 года (архив 1999 г.), русский. Сообщает о том, что в детстве ему являлись волки и угрожали, затем являлся лев, но без угроз. Однажды он был близок к смерти. (В основе этого псевдовоспоминания лежит реальный факт тяжелого инфекционного заболевания в возрасте 5—7 лет.). Его спасли врачи-евреи, грамотно прооперировав. Когда очнулся, забыл свое имя Евреи «мысленно» рассказали ему прожитую им жизнь и даже то, чего он не знал о себе Они сказали, что его мать еврейка и, следовательно, он тоже еврей Благодаря евреям, у него развились добрая душа и выдающиеся способности.

В настоящее время в правом ухе у него говорит «Бог», в левом — «дьявол» Называет себя «человеколовом, который осветляет души людей, сеет доброе слово, как семя, очищает планету от негативной энергии грешных людей» Он — «транзистор, трансформатор», через него информация свыше преобразовывается в слова, доступные для всех - «не так, как в Священном Писании, где все написано непонятно» Таким образом он готовит людей к раю на Земле и «второму пришествию» Он уже достиг бессмертия, отпустил волосы и бороду, «как Иисус Христос» Благодаря его деятельности «сатана доживает последние дни»

Мы видим, что, независимо от того, говорится в бреде об органическом или энергетическом донорстве как некой великой миссии, в нем кроется архетипическая идея сопричастности, но это уже сопричастность не божеству, как это свойственно идеологии посвящения, а сопричастность всего несовершенного человечества самообожествляемому герою в лице пациента В этом символическом акте шизофреническая «трикстериада» достигает своего апогея, и это особенно бросается в глаза в психопатологии больных Ф. и А.

Закономерно, что «мессианским» сюжетам часто сопутствует идея собственного мирового владычества и всемирного реформаторства. Характерны заявления больных о том, что в этом амплуа они облагодетельствуют, накормят и осчастливят все человечество, победят зло и болезни и т. п.

- Обратно в раздел "Психиатрия и психология"

Оглавление темы "Бред при шизофрении":
1. Сезонно-аффективные расстройства. Присвоение имени Христа при шизофрении
2. Бред духовного обогащения. Освобождение от шизофрении
3. Онейроидная кататония. Посвятительная фантасмагория
4. Пациент между летом и осенью. Храм в бреде шизофреника
5. Спаситель мира в мифологическом бреде. Архетип спасителя мира
6. Шаманская болезнь. Двойник в бреде шизофреника
7. Пример бреда спасителя мира. Острый параноидный синдром при шизофрении
8. Пример острого параноидного синдрома. Сны при параноидном синдроме
9. Аспекты мифологемы спасителя мира. Пример галлюцинаторно-парафренного синдрома
10. Персональный миф при шизофрении. Шизофреническая трикстериада
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.