Спаситель мира в мифологическом бреде. Архетип спасителя мира

Архетип спасителя мира охватывает обширный спектр так называемых «мессианских» форм бреда. Связующим звеном между ним и комплексом «смерть — новое рождение», в частности героическим испытанием, с одной стороны, и архетипом умирающего и воскресающего божества, с другой, является миссия змееборца, победителя темных сил, искупителя чужих грехов, жертвующего собой ради общего блага и спасения.

Чаяния о возможности заместительных страданий, способных очистить людей от греха и примирить их с Богом, пронизывают всю историю человечества, начиная от самой древности. В «Прометее» Эсхила Меркурий обращается к прикованному Прометею со словами: «Не думай, чтобы твоя казнь окончилась прежде, чем Бог принесет Себя в жертву, чтобы заменить тебя в твоих страданиях...». Эврипид посвятил четыре трагедии верованиям древних в заместительство страданий. В качестве праисторического синкретического прототипа «умирающего и воскресающего божества» и «спасителя» может рассматриваться уже упоминавшаяся жертва в обряде искупления чужих грехов так называемым «козлом отпущения».
Ритуал этот сводился к изгнанию за город, побиванию камнями, а в некоторых странах, как, например в Древней Мексике, и к отсечению головы (Фрезер Дж., 1986).

У больных шизофренией из восточноевропейских регионов этот архетип, как, пожалуй, никакой другой, обрастает массой псевдохристианских наслоений, напоминая, явно или неявно, примитивную пародию на житие Иисуса Христа, тексты Библейской, и в особенности Евангельской истории. Бредовые сюжеты такого рода часто содержат спекуляции на тему «очищения психической энергии всего человечества», «мирового правления», «создания нового вероучения на основе синтеза мировых религий (экуменизма)», «переписывания заново Нового Завета» и т. п., а потому легко приобретают черты другой мифологемы — культурного героя.

Появление в бредовом сюжете архетипа спасителя мира, как правило, предшествует формированию у больных идей собственной божественности, воссоздающих архетипический репертуар демиурга.

мифологический бред

Больной Ш., 29 лет (архив 1991 г), русский Окончил среднюю школу и Институт физкультуры Психическое заболевание манифестировало во время службы в армии в 1985 г высказывал бред аллопсихического гипнотического воздействия и других сверхъестественных способностей, в связи с чем был комиссован Работал слесарем Холост

В последующем, ежегодно (всегда во втором полугодии), госпитализировался по поводу аффективно-бредовых состояний с явлениями психического автоматизма и преимущественно депрессивным аффектом Иногда под влиянием медикаментов происходила инверсия состояния на маниакально-бредовое. Высказывал идеи о том, что он может читать чужие мысли и вкладывать в мозг людей свои мысли Называл себя агентом КГБ, который «ходит под особой звездой», находится на связи с аппаратурой, установленной на вертолетах, и ведет войну с бандитами

Последнее поступление в стационар 10 03 91 обусловлено развившимся психомоторным возбуждением Утверждает, что он воевал при помощи лазерного аппарата в Афганистане. Там якобы произошел первый контакт с инопланетянами увидел в тоннеле красные глаза, пошел прямо на них, вошел в какую-то туманную реальность Не знает, как оказался потом в воинской части. Инопланетяне, прилетевшие с созвездия Тельца (а он по гороскопу рожден под этим знаком), изготовили его двойника, точную его копию, который служил вместо него в армии Пока он находится в загородной больнице, его двойник пребывает в городе.

Он, Ш , — «номер один», единственный среди землян посредник между Небом и Землей, втягивает в себя отрицательную энергию других людей, облегчая им душу, затем, прикасаясь к металлу, передает эту плохую энергию инопланетянам транзитом через висящий над окном больничной палаты красный шар (НЛО). Этот же аппарат с инопланетянами на борту руководит его мыслями, желаниями и поступками Он, Ш., - «будущий Иисус Христос и правитель СССР» Это перевоплощение произойдет следующим образом. Сначала он, достигнув возраста 33 лет, умрет, и инопланетяне перенесут его сознание в специальный кристалл, а затем, при помощи того же кристалла, -в мозг избранного для этой миссии младенца

Он может воздействовать на людей посредством «центрального луча своего мозга» Считает, что весной инопланетяне устраивают ему «ускорение времени», или, выражаясь медицинским языком, «манию», когда мозг начинает излучать много энергии Благодаря этому, он с наступлением весны воюет с «бандой летающих компьютеров», используя «мозговой луч» с неиссякаемой силой Заявил, что понимает язык деревьев, когда идет по лесу, получает от деревьев мысленные сигналы. «Вот идет хороший человек»

Диагноз шизофрения, параноидная форма, приступообразно-прогредиентный тип течения, синдром психического автоматизма в структуре аффективно-бредовых приступов.

- Читать далее "Шаманская болезнь. Двойник в бреде шизофреника"

Оглавление темы "Бред при шизофрении":
1. Сезонно-аффективные расстройства. Присвоение имени Христа при шизофрении
2. Бред духовного обогащения. Освобождение от шизофрении
3. Онейроидная кататония. Посвятительная фантасмагория
4. Пациент между летом и осенью. Храм в бреде шизофреника
5. Спаситель мира в мифологическом бреде. Архетип спасителя мира
6. Шаманская болезнь. Двойник в бреде шизофреника
7. Пример бреда спасителя мира. Острый параноидный синдром при шизофрении
8. Пример острого параноидного синдрома. Сны при параноидном синдроме
9. Аспекты мифологемы спасителя мира. Пример галлюцинаторно-парафренного синдрома
10. Персональный миф при шизофрении. Шизофреническая трикстериада

    О сайте:

  1. Поиск по сайту
  2. Контакты и пользовательское соглашение

    О сайте:

  1. Контакты и пользовательское соглашение