Шаманизм превращенного пола. Шизофрения после ушиба головного мозга

Показателен элемент «шаманизма превращенного пола» у С: «голоса» кроликов угрожают превратить его не просто в себе подобного, а в «женщину кроличьего царства».
Заслуживает внимания такая присущая парафрениям черта, как взаимопроникновение субъективного и космического - совмещение в одном пространственно-временном континууме интроецированного и экстраецированного представлений о потустороннем мире, другими словами, символики одержимости и онейроида. Пациент говорит об инфраструктуре своего мозга как о потенциальной макроструктуре: по одним его утверждениям, «голоса» происходят «из молекул мозга», по другим — «из космоса».

Такой «разнобой» свидетельствует если еще не о слитности обоих источников, то по крайней мере о возможности такового. Вполне вероятно, что в будущем у С. разовьется такая бредовая система, которая знакома нам по клинике некоторых уже упоминавшихся парафреников и согласно которой «внутри тела находятся целые космические миры». Пока же бредовый сюжет у С. не завершен, на очереди — завоевание способности материализовывать невесту из виртуального мини-образа в актуальный полноценный объект.

По ряду деталей бредовая конструкция С. совпадает с мифом о герое у североамериканских индейцев виннебаго: три из четырех его циклов - цикл Кота (трикстера), цикл Кролика (трикстера и культурного героя) и цикл Красного Рога (Хендерсон Дж., 1996) — аппликативны по отношению к этапам его бредообразования. Кролик в мифах виннебаго — трикстер и одновременно культурный герой: он дает людям лечебный ритуал.

У С. отношение к кролику как к по-святителю и культурному герою обнаруживается в поведении задавания вопросов и получения ответов. В цикле Красного Рога повествуется о человеке, самом младшем из 10 братьев-героев (сравним, у С. — 10 голосов). Он вступает в военный поединок с силами зла и одерживает победу с помощью духов и колдовской хитрости. Заключительная (четвертая) тема в мифах виннебаго - цикл Близнецов-антиподов, разобщенных при рождении, но стремящихся к соединению в одну личность.

шизофрения

Можно предположить, что стремление пациента воссоединиться с невестой из иного мира воссоздает как раз такую мифологему, и если бы не последующее выпадение С. из поля зрения лечебного учреждения, мы имели бы более веские основания судить об этом.

Пока же ключевым критерием для решения задачи о принадлежности бредового сюжета С. к когорте F является отождествление воздействующего тотема кролика с дьяволом. Этот пункт бреда согласуется со многими мифологическими представлениями Нового и Старого Света о кролике и коте как о трикстерах.

Больной Щ , 17 лет (архив 1998 г), украинец. Старший из двоих детей в семье. Наследственность, развитие без особенностей В школу пошел вовремя Учился посредственно, последние 1,5 года успеваемость заметно снизилась. В настоящее время учащийся 11-го класса средней школы. Характеризуется как не очень общительный, сенситивный юноша.

В ночь с 13 на 14 января 1997 г был избит хулиганами, в результате чего получил ушиб головного мозга (сознания не терял) и рваные раны мягких тканей ротовой полости Лечился в травматологическом отделении областной больницы, затем в неврологическом. Испытывал чувство подавленности и обиды После того как вновь приступил к учебе, не мог сосредоточиться и усваивать новое.

Приятели тех, кто избивал, приходили в школу в нетрезвом виде и со смехом показывали на него пальцем В душе закипала злость. Казалось, что не пользуется уважением и в классе, что его никто в мире не понимает, из-за чего стал еще угрюмее Его двое обидчиков были осуждены и приговорены к лишению свободы, но чувства торжества справедливости это не доставляло. Думалось, что удовлетворить его может только отмщение преступникам тем же.

Осенью 1997 г впервые начал слышать голоса (в числе четырех), которые локализовались в голове и говорили поочередно монологом. Растерялся при их появлении, но сразу связал их с травмой мозга. Содержание «голосов» - утешающее, советующее или агрессивное, было озвучиванием его собственным голосом.

Условиями появления «голосов» были полное одиночество, сконцентрированность на какой-то мысли, которая сменялась «шелестом мыслей» или их «жужжанием», похожим на тот, который издает пчелиный рой Вслед за этим раздавался «голос», обычно возражающий текущей мысли. Был убежден, что «голоса» слышны только ему. Говорил себе, что с «голосами» надо либо бороться, либо как-то уживаться, но на прием к врачу идти боялся

- Читать далее "Шизофреноподобный психоз. Психоз спровоцированный стрессом и физическим насилием"

Оглавление темы "Формы бреда при шизофрении":
1. Манихейский сюжет бреда. Трикстерный характер
2. Шаманизм превращенного пола. Шизофрения после ушиба головного мозга
3. Шизофреноподобный психоз. Психоз спровоцированный стрессом и физическим насилием
4. Эндоморфное заболевание на стресс. Психический автоматизм с гебефренией
5. Образ летающего звездного мальчика в бреде. Позитивность шизофренических Я
6. Шизофрения после избиений отцом. Посвящение в дьяволы при архаическом бреде
7. Глобальная миссия при шизофрении. Пример шизофрении в семье интеллегентов
8. Пример параноидной шизофрении у интеллегента. Психический автоматизм с парафренией у интеллегентов
9. Бинарные оппозиции в бреде. Полиморфный бред при шизофрении
10. Пародийность бреда при шизофрении. Трансформация чисел при шизофрении
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.