Образ летающего звездного мальчика в бреде. Позитивность шизофренических Я

К сказанному выше относительно этого случая следует добавить проявившиеся в бреде Ш характеристики трикстера, которые до настоящего момента еще не обсуждались. Мотив «летающего звездного мальчика» восходит к библейскому повествованию о Деннице - сатане, падшем ангеле, низвергнутым с Неба и в этом ключе также способным рассматриваться как «звездный» Претензия на роль «творца» мироздания в сочетании с поведенческой дурашливостью и пародийностью разоблачает в персонаже аналогичный образ. Наконец, называние космических двойников «чертиками» не оставляет никаких сомнений в природе и самих руководителей -инопланетян.

Ведь и те и другие должны быть сопричастными одному и тому же верховному объекту; «чертики» могут быть подчинены только главному своему распорядителю — дьяволу, и никому другому.

Притом что мотив двойников довольно типичен для архаических мифов и инициации, в отношении Ш. понятно, что его появление в бреде обязано не только регрессии мышления но и тому, что он родился в двойне. Очевидно, что репрезентация данного мотива изначально была облегчена реальным существованием сибса-близнеца. Похоже, что пациент, в полном соответствии с близнечными мифами, проецирует на брата позитивные черты культурного героя, в то время как на собственную персону - образ демоноподобного трикстера.

Напомним, что так называемая позитивность шизофренических «Я»-образов, в том числе и культурного героя, очень относительна и всегда несет на себе печать гротескности. Отдельную группу в когорте F составляли пациенты, в бредовой миссии которых свойства культурного героя и трикстера были собраны в один целостный «Я»-образ, практически не подлежащий какому-либо разложению на составляющие.

звездный мальчик в бреде

Применительно к таким больным нельзя было сказать, что на таком-то этапе болезни или в таком-то фрагменте бредового сюжета они позиционировали себя как культурного героя, а на другом этапе болезни или в другом фрагменте сюжета -как трикстера: психологический портрет их «героя» носил одновременно черты как одного, так и другого. Вопрос о формальной принадлежности таких сюжетов к той или иной когорте (Е или F) решался в зависимости от акцента, сделанного на одном из пары мифологических героев

Так, демонстрировавшийся в когорте Е бред больного Г. представлял именно такой синкретический персонаж, культурные деяния которого преобладают над трикстерными. Его бредовые фантазии изобретательства целиком вписываются в «миссию» культурного героя, однако их нелепость и комизм, равно как невербальное поведение самого пациента больше соответствуют стилистике трикстера. Характерно, что в своих бредовых построениях больные, подобные Г ведут борьбу с темными (трикстерными) силами и это дает нам дополнительное право отнести их персональный архетип к кругу культурного героя.

Несколько иная ситуация, когда пациент заявляет о своих фантазиях и прожектах как о беспрецедентных культурных и мессианских деяниях «бога» и «спасителя человечества», однако уже в самой лингвистике подобных деклараций, в их амбивалентном содержании заложен сильный трикстерный подтекст. Так, один из наших пациентов (П., 25 лет; архив 1991 г.) говорил о себе, что он «полубог-полудерьмо, рожденный сверхчеловеком, который всех опозорил и предал и которого хотят убить. Он с двух лет знал, кто он такой, но прикидывался.

С детства у него вырабатывается отравленный желудочный сок, тормозящий умственное развитие. Ему для спасения нации нужно стать сумасшедшим». Другой больной, Д., 50 лет (архив 1988 г.) высказывал идеи о том, что внутри его тела находится блуждающая матка, которая подступает к горлу и выделяет кровавую слюну, плодит червей и миллионы «христосиков». В последнем фрагменте следует отметить такую характерную для трикстера деталь, как переворачивание нормального порядка вещей. Кроме того что пациент приписывает себе сугубо женскую функцию деторождения, в его бреде верх и низ тела переставлены местами, а историческое имя Христа не только растиражировано, но и низведено к низшим змееподобным животным.
По всей видимости, данная парафренная фантазия в самой нелепой форме воспроизводит древнее предание о притязаниях змея-искусителя (дьявола) занять место Бога.

- Читать далее "Шизофрения после избиений отцом. Посвящение в дьяволы при архаическом бреде"

Оглавление темы "Формы бреда при шизофрении":
1. Манихейский сюжет бреда. Трикстерный характер
2. Шаманизм превращенного пола. Шизофрения после ушиба головного мозга
3. Шизофреноподобный психоз. Психоз спровоцированный стрессом и физическим насилием
4. Эндоморфное заболевание на стресс. Психический автоматизм с гебефренией
5. Образ летающего звездного мальчика в бреде. Позитивность шизофренических Я
6. Шизофрения после избиений отцом. Посвящение в дьяволы при архаическом бреде
7. Глобальная миссия при шизофрении. Пример шизофрении в семье интеллегентов
8. Пример параноидной шизофрении у интеллегента. Психический автоматизм с парафренией у интеллегентов
9. Бинарные оппозиции в бреде. Полиморфный бред при шизофрении
10. Пародийность бреда при шизофрении. Трансформация чисел при шизофрении
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.