Бинарные оппозиции в бреде. Полиморфный бред при шизофрении

Анализ бреда больного А. лучше начать с эпизода 1999-2000 гт. Характеристики двух летающих объектов, оказывающих на больного разностороннее воздействие, подчинены принципу бинарных оппозиций. Один из них (« Телеос») корреспондирует с понятийным рядом: «мужчина», «бог земли», «заяц», «фаллический объект» (в описании пациента он овальной формы), «зрение», «свет», «более благоприятное». Действительно, в языческих верованиях славян «заяц» был связан с фаллическим культом, а зрение и свет — с мужским, благоприятным началом.

Другой объект («Лапанка») корреспондирует с противоположным рядом: «женщина», «ведьма», «собака», «ионический объект» (круглой формы), «слух и осязание», «звук», «неблагоприятное». Налицо согласование с языческой культурой. Так, у древних славян собака считалась женским тотемом, звук у индоевропейских народов тоже относился к женскому началу, а женское повсеместно считалось неблагоприятным. Можно сделать вывод: данные два объекта типологически близки мифологической паре тотемных предков.

Косвенно эту мысль подтверждает и то, что мужской объект («Телеос») имеет отношение к визуализации «божественного отца», угрожающего отправкой на тот свет, а женский («Лапанка») — к различным аспектам рождения и размножения (селекции, генетике, реинкарнации). Данные тотемные объекты наделены еще и определенными хтоническими чертами; так, «Телеос» прямо назван «богом Земли». Оба объекта являются основными источниками оказываемого воздействия и как бы патронами инициируемого. Оба они наделены чертами трикстерности, о чем красноречиво свидетельствуют их манеры «посмеиваться», «преподносить сюрпризы», «вести себя нагловато».

бред при шизофрении

"Телеос" ассоциирован с зайцем, который наряду с кроликом традиционно (см. выше анализ случая С.) считался трикстерным персонажем. Описание действий этих двух объектов по своей стилистике может быть встроено в перечень воздействий людей, которые «издеваются», «обзывают», «дразнят», «насмехаются», «хотят раскоординировать», что указывает на трикстерный характер всего лагеря участников. Интересно, что C.G. Jung (1958), исследуя современные мифы, и в частности феномен НЛО в сновидениях западноевропейцев, также отмечает дуальную сакрально-эротическую символику этих летающих объектов.

Несмотря на внешний модернизм и техногенность данного бредового сюжета, многие высказывания пациента А. оказываются сопряженными друг с другом скрытыми причинно-следственными отношениями, берущими свое начало в архаической магии и тотемизме. Так, принципы тотемизма, а также принцип уподобления жертвы воздействующему на нее магическому объекту прослеживаются в заявлении больного о его способности понимать язык птиц и собак. Наблюдается закономерность: если оба летающих объекта тотемны, то и сам «герой», неявно уподобляющийся им, тоже тотемен, поскольку он способен понимать тотемный язык; если они трикстерны, то и сам «герой» идентифицируется, как мы видим в предыдущем эпизоде 1998-1999 гг. (наблюдение в стационаре), с трикстером. Остановимся на этом эпизоде подробнее.

Полиморфный бред больного А. в этот период сводится к мессианским фантазиям о будущем, однако с самого начала ясно, что эта миссия трикстерна: он вселенский клоун и шут, создатель «космического цирка на основе христианской церкви», «христианского союза государств», «науки от Христа» и экуменической всемирной церкви — институтов, являющихся, вопреки их декларативным названиям, антихристианскими. Кроме того, он будет создателем новых существ для этого цирка - особых лилипутов.

Очевидно, что и эта «демиургическая» роль профанирована, поскольку создаваемые героем гомункулусы демоноподобны: они очень малы, невидимы, происходят из сомнительного источника (от микробов), но при этом намного совершеннее человека и способны управлять им «сначала шутя, а потом все более профессионально». В идеях пациента о том, что его «космический цирк будет основан на особой связи между человеком и животными, на взаимной пародии между ними» и что «ему уже удавалось переноситься в тело животного и читать его мысли», сквозят отчетливые тотемистические мотивы. Поражает, насколько точно передана в современных понятиях сущность тотемизма как поведения уподобления тотему и поглощения тотемом. Кроме того, «герой» собирается пародировать демонов, что уже само говорит за себя.

- Читать далее "Пародийность бреда при шизофрении. Трансформация чисел при шизофрении"

Оглавление темы "Формы бреда при шизофрении":
1. Манихейский сюжет бреда. Трикстерный характер
2. Шаманизм превращенного пола. Шизофрения после ушиба головного мозга
3. Шизофреноподобный психоз. Психоз спровоцированный стрессом и физическим насилием
4. Эндоморфное заболевание на стресс. Психический автоматизм с гебефренией
5. Образ летающего звездного мальчика в бреде. Позитивность шизофренических Я
6. Шизофрения после избиений отцом. Посвящение в дьяволы при архаическом бреде
7. Глобальная миссия при шизофрении. Пример шизофрении в семье интеллегентов
8. Пример параноидной шизофрении у интеллегента. Психический автоматизм с парафренией у интеллегентов
9. Бинарные оппозиции в бреде. Полиморфный бред при шизофрении
10. Пародийность бреда при шизофрении. Трансформация чисел при шизофрении
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.