Душа и шизофрения. Характеристика души в бреде

Тождественны традиционным представлениям рассуждения пациентов о душе как о птице, а также как о существующем вовне «двойнике» или «тени» - точной копии своего тела. В данном интерпретативном ключе бред двойника (двойников) и ложные узнавания аутоскопического характера есть не что иное, как экстериоризация образа своего «Я», согласующаяся с известной способностью души покидать пределы своего тела и жить своей независимой жизнью.
Так, один наш пациент с персекуторным бредом утверждал, что главный его преследователь «вышел из себя, т. е. из своего тела», и следовал за ним повсюду.

Мотивы множественности души достаточно репрезентативны в речевом поведении при шизофрении и составляют около 12% от всех наблюдений. Наиболее часто приходится слышать от больных о наличии у них двух противоположных душ. Типична дихотомия: правая душа — человеческая, мужская, божественная; левая - природная (или животная), женская, демоническая. Некоторые настаивают на существовании у себя 3, 4 и даже 16 душ.
Одна пациентка утверждала, что у человека столько же душ, сколько и чувств: есть душа радости, душа страха, душа печали и др.

Больной С, 26 лет (архив 1999 г), «пятикратно переживший смерть и новое рождение», утверждал, что у него 2 души - живая и мертвая, и обе существуют независимо друг от друга. Больной X , 42 года (архив 1991), на высоте острого психотического состояния ощутил, что его тело покинули 4 души.

Одна душа в образе ласточки улетела к инопланетянам, другая, в образе светлой птицы, - к Богу, третья душа, грешная, в образе темной птицы, ушла в землю, четвертая - осталась в его теле На плече татуировка птицы, в которой, по словам больного, воплощалась одна из его душ.

шизофрения

Фрагментация души у больного X. аналогична воззрениям целого ряда архаических народов, в географическом и культурном отношении весьма удаленных друг от друга. Архетип четверичности души и судьба каждого ее элемента во многих деталях совпадают с приведенным выше отрывком из мифологии североамериканского племени дакота и текстами древнеарийского эпоса «Ригведа».

В частности, в X гимне «Ригведы» говорится о космическом первочеловеке Пуруше: «Огромно его величие, но еще огромнее сам Пуруша; четвертая часть его - все сущее (на земле); три части — бессмертие в небе; на три части Пуруша вознесся в вышину, четвертая часть его осталась (в земле).

В мифологии финно-угорских народов Западной Сибири хантов и манси одна из душ умершего (всего их четыре, по другим сказаниям — пять) уходит вниз по реке, воплощаясь в птице. Кроме того, у хантов было в обычае татуирование этой птицы на плече, чтобы она могла сторожить душу человека при жизни и сопровождать ее в загробный мир (Герасимова К.М., 1989).

Нередко мотивы реинкарнации души (многократности воплощения) встречаются в бреде славян, причем аутохтонно, без каких бы то ни было наводящих влияний со стороны эзотерических учений или недавно привнесенных в наше культурное пространство восточных религий. Об этом свидетельствуют многочисленные истории болезни с описанием подобных бредовых идей в годы государственного атеизма и материализма.

О том, что отдельные локальные верования в переселение душ умерших в тело другого человека или животного некогда присутствовали в язычестве древневосточных славян, хотя и не были довлеющими, сообщает этнограф Н.Н. Велецкая (1978). В качестве реликтового отголоска подобных верований она приводит уцелевшую вплоть до XIX в. в некоторых регионах России поговорку «Не бей собаку - и она была человеком».

Во всех культурах с темой души связано много предписаний и запретов. Существовал запрет на употребление любой крови, в которой, согласно поверьям, обитает душа, а также запрет на употребление в пишу человеческого мяса. Однако в язычестве при выполнении тайных ритуалов практиковалось переворачивание обычных норм и табу, запретное приобретало черты «сакрального».

В силу таких обстоятельств мог регламентироваться даже каннибализм. Считалось, что посредством поедания тела убитого врага или умершего предка передается душа жертвы вместе с лучшими ее качествами — храбростью, силой, мудростью и т. д. (Леви-Стросс К., 1985).

- Читать далее "Анимистические вербальные галлюцинации. Анимистический образ"

Оглавление темы "Характеристика проявлений шизофрении":
1. Анимистическое мышление при шизофрении. Мифопоэтика при шизофрении
2. Синдром Дулитл - птичьего голоса. Пример шизофрении
3. Рецидивы шизофрении. Вид религии и шизофрения
4. Душа и шизофрения. Характеристика души в бреде
5. Анимистические вербальные галлюцинации. Анимистический образ
6. Символика бредовых галлюцинаций. Галлюцинаторно-бредовые образы
7. Семиотика жилища и космоса. Символика окна при шизофрении
8. Символические перекодировки при шизофрении. Культурная трансформация шизофрении
9. Тотемизм. Характеристика и виды тотемизма
10. Гилозоистический тотемизм. Родовой тотемизм
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.