Анимистические вербальные галлюцинации. Анимистический образ
Не столь бросающейся в глаза, хотя не менее важной для реконструктивного анализа, является еще одна неотъемлемая анимистическая составляющая вербальных галлюцинаций. Это касается любых «голосов», даже тех, содержание которых лишено каких бы то ни было архаизмов.
За каждым фактом вербального галлюцинирования, независимо от проекции «голосов» (экстра- или интра-) и их бредовой переработки, кроется неосознаваемое оживление их знакового прототипа в историогенезе - верование в существование духовного (нефизического) мира, населенного духами.
Галлюцинирующий больной, независимо от исповедуемого им мировоззрения -религиозного или материалистического, внутренне ведет себя по отношению к воспринимаемому источнику «голосов» так, будто он вступил в контакт с проявлениями какой-то иной, априорно сакральной для него параллельной реальности, как бы он ни был далек от осознания этого факта и способности признания его перед другими людьми.
Даже если «голоса» персонифицируются как реально существующие объекты (адресуются конкретным людям), символический код этих объектов будет тот же - принадлежность к инобытию (или «вхожесть» в инобытие). Так или иначе данные объекты будут маркироваться характерными знаками запредельного мира — способностью выходить из своего тела, беспрепятственно видеть, слышать и мгновенно перемещаться на большие расстояния, читать и инспирировать мысли, а также пребывая в ином пространственно-временном измерении, проникать в прошлое и будущее, в другие миры, контактировать с умершими, чудесным образом влиять на земной ход событий. Все это черты, традиционно приписываемые во всех языческих культурах «особо посвященным» — магам, жрецам, шаманам, прорицателям, а в монотеистических религиях — особо избранным Богом людям, духовно одаренным подвижникам и пророкам.
Причем в наиболее архаических культурах было принято признавать объективность голоса и видимого образа духов, неизменно адресуя его к области неординарного, мистического и одновременно авторитарного, требующего беспрекословного подчинения.
Аналогичным образом внимание психиатрических пациентов приковывается галлюцинаторными «голосами» и «видениями», которые овладевающе действуют на их волю и сознание, так или иначе подчиняя их своим императивам.
Учет проекции анимистического образа на тот или иной объект материального мира важен для расшифровки значения этого образа, равно как и иных семиотических отношений в тексте бреда. Интрапроекция вербально-галлюцинаторного образа всегда позволяет думать о полной или частичной (в зависимости от формы бреда) презентации в сознании пациента архаической идеи одержимости духом говорящего, хотя кристаллизация этой идеи может происходить в индивидуальном времени значительно позднее или, как это часто бывает, вообще никогда не происходить.
- Читать далее "Символика бредовых галлюцинаций. Галлюцинаторно-бредовые образы"
Оглавление темы "Характеристика проявлений шизофрении":1. Анимистическое мышление при шизофрении. Мифопоэтика при шизофрении
2. Синдром Дулитл - птичьего голоса. Пример шизофрении
3. Рецидивы шизофрении. Вид религии и шизофрения
4. Душа и шизофрения. Характеристика души в бреде
5. Анимистические вербальные галлюцинации. Анимистический образ
6. Символика бредовых галлюцинаций. Галлюцинаторно-бредовые образы
7. Семиотика жилища и космоса. Символика окна при шизофрении
8. Символические перекодировки при шизофрении. Культурная трансформация шизофрении
9. Тотемизм. Характеристика и виды тотемизма
10. Гилозоистический тотемизм. Родовой тотемизм