Новорожденный сын в бреде. Концепция спасителя мира в сыне

В психозе П. центральный образ «спасителя мира» и «мессии» спроецирован на новорожденного сына, который появился на свет 24 января, спустя 2 нед после Православного Рождества (7 января). Все происходящее в психотической картине напоминает собой пародию на события, описанные в Четвероевангелии (Новый Завет). В основе праздника Сретения (15 февраля), кульминационного дня психоза у П., лежит историческое событие встречи принесенного в Иерусалимский храм младенца Иисуса Христа с пророком Симеоном, прозванным Богоприимцем. Главный смысл события — узнавание в младенце будущего Мессии старцем Симеоном, который сразу после исполнения этой миссии, как ему и было предсказано, прекращает свою земную жизнь.

В календарно-архетипическом смысле празднование Сретения было положено на языческую канву проводов зимы и встречи весны (отсюда выбор даты). Языческая традиция часто предусматривала в этот период смерть царя-таниста (смертника) и приход к власти нового царя - событий, сопрягаемых с архетипом умирающего и воскресающего божества природы. В бреде П., на фоне экстатически переживаемого преображения, обновления и спасения мира, отчетливо звучат сигналы угрозы своему существованию, мотивы своей собственной и ничьей другой гибели. Это явно смыкается с языческой практикой умерщвления царя-таниста, с которым, несмотря на самоуничижительные заверения, бессознательно отождествляет себя пациент. День рождения П., как и день рождения его сына, близок к дате празднования Православного Рождества: он опережает его всего на несколько дней, что, возможно, тоже было «учтено» его расстроенным воображением.

Пациент, испытывая псевдогаллюцинаторные псевдовоспоминания, узнает, что он удостоился «пророческих» видений еще в раннем детстве. Более того, в структуре феномена «вкладывания мыслей» он продолжает получать «откровения свыше сердцем», что для него не может не означать особого избранничества и чем он как человек православного вероисповедания крайне смущен. Идеи его внезапной смерти семиотически сопоставимы со смертью Симеона-Богоприимца, первым объявившим благую весть миру, а в более архаическом плане - со смертью «отжившего свое» царя-таниста.

ребенок в бреде

Очевидно, что такая концепция «спасителя мира», спроецированного на сына, отличается от других приводившихся здесь примеров из когорты С. Видоизмененность миссии обусловлена, вероятно, конфессиональной принадлежностью пациента, его внутренней борьбой с соблазном поверить в собственное величие. Однако и в таком виде, учитывая фрустрационные моменты его детства, она определенно носит болезненно-компенсаторный характер.

Заслуживают внимания явления «уже виденного». После того как была исключена их возможная эпилептогенная природа, законно предположить, что они отражают состояние «дву-плановости хроновосприятия», в которой живет пациент. Один план принадлежит «пророческим видениям» в прошлом о будущем, другой - соотносит каждый штрих повседневной жизни с «пророчествами», находя совпадения.

Ритуальная основа «смерти — второго рождения» здесь заменена символическим умиранием пациента (в его страхе совершить суицид) и его «новым рождением», олицетворяемым в образе новорожденного сына и экстраполируемым на весь мир. Фантазии о получении «откровений» и «автомобиля» соотносятся с эзотерическим посвящением, духовным обогащением и материальным одариванием, следовавшими в конце испытания.

- Читать далее "Анализ разорванного мышления. Пример шизофазии"

Оглавление темы "Шизофазия при шизофрении":
1. Гиперфункция левого полушария при шизофрении. Интрасиндромальный патоморфоз в филогенезе
2. Распространенность психических автоматизмов. Социализация бредовой шизофрении
3. Архитектоника психопатологии. Формализация бредовых сюжетов
4. Спаситель мира в бреде. Проецирование главного персонажа в бреде
5. Новорожденный сын в бреде. Концепция спасителя мира в сыне
6. Анализ разорванного мышления. Пример шизофазии
7. Монологи разорванного мышления. Разорванное мышление при шизофрении
8. Контрольные вопросы при шизофазии. Разбор примера шизофазии
9. Магическая интерпретация при шизофазии. Фантазии разорванного мышления
10. Тотемные объекты при шизофазии. Стереотипные обороты разорванного мышления
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.