Тотемные объекты при шизофазии. Стереотипные обороты разорванного мышления
Аналогично тому, как отсутствующая голова замещается растительно-животными элементами, псевдореминисценции о проколе в сердце рождают идеи тождества сердца и другого гилозоистического предмета — яблока, который в свою очередь сопряжен с животными — собакой и лошадью. Отсюда мотивы особого питания яблоками и понимания языка яблонь («Питался только яблоками... Сердце опустошается, когда ешь не свое яблоко. Есть разница — правой или левой рукой есть яблоко, хвостиком вверх или вниз... Семечко яблока посадить в мочеринское чувство и тогда можно услышать разговор яблон... Яблоко — это я»).
Спектр хтонических тотемных объектов у больного Д. включает в себя и символ рыбы, сопричастность которой также достигается путем ее поедания: «Легкоерыбы я положил перед собой... съел рыбу и почувствовал у себя жабры». После всего сказанного не требуется лишний раз объяснять, почему больной испытывает ощущение притяжения к земле.
Мы видим, что мысль пациента вращается вокруг замкнутого цикла всевозможных природных, анатомо-физиологических и антропокосмических трансмутаций, смысл которых сводится, в общем-то, к одной фундаментальной потребности - сопричастности предкам, священным родительским началам. Если материнство ассоциировано у него с тотемом земли и чувством (неологизм «мочеринское чувство»), то отцовство - с небом и интеллектом. Стремление обрести тождество с отцом отобразилось у больного Д. в слышании «голосов свыше», «старческого голоса», идеях «брать мысли из космоса... философское видение», а также об уходе на другую планету. Для пациента значимо сакральное сочетание отцовского и материнского («соприкосновение интеллекта с мочеринским чувством..., касание ума касание чувств»).
Содержание стереотипных оборотов («касание ума касание чувств», «понимающий вопрос постоянства понимающей последовательности» и т. д.) свидетельствует о потребности привнесения в свое мироощущение равновесия, понимания и порядка. Эти стереотипии очень напоминают защитные заклинания в архаической вербальной магии. Часто повторяющийся оборот «перемол перемолюсь и не исчезну» отражает, помимо всего прочего, заверения себя в том, что с переживаемыми процессами распада и дезинтеграции (перемола) пациент выживет — не умрет, что соответствует самой сути опосредующего любой бред комплекса «смерть - новое рождение».
В связи с этим следует отметить и другие составляющие комплекса: запрет на разглашение тайного знания («Я не имею права это затрагивать, у меня такое чувство... Вот я сейчас за это заговорил... У меня как бы... бык из головы... судороги..., святое это слово не применяется...»), мотив невидимости («...Мы с вами невидимы... не видим друг друга»). Для больного состояние невидимости каким-то образом увязывается с употреблением внутрь тотема: «Муравьи могут вынимать мозжечки из своего организма, входить в лук — это муравьиная лоза. Если гущу лозы в воду и выпить, вы станете ли невидимы?» Д. чувствовал себя ведомым при выполнении магических манипуляций: «Замесом кто-то руководит из основного правительства», — черта, сходная с ритуальным патронированием и посвящением
Бред колдовства и психического овладения связан с идеями одержимости демоническим существом: «На человека очень легко наехать: просто взять и убить под воздействием этого Вия. Обесточить, убить, украсть».
Очевидно, что реконструкция самых примитивных анимистических и синкретических отношений в дезинтегрированном мышлении Д. представляет собой слабую попытку его патоинтеграции.
- Обратно в раздел "Психиатрия и психология"
Оглавление темы "Шизофазия при шизофрении":1. Гиперфункция левого полушария при шизофрении. Интрасиндромальный патоморфоз в филогенезе
2. Распространенность психических автоматизмов. Социализация бредовой шизофрении
3. Архитектоника психопатологии. Формализация бредовых сюжетов
4. Спаситель мира в бреде. Проецирование главного персонажа в бреде
5. Новорожденный сын в бреде. Концепция спасителя мира в сыне
6. Анализ разорванного мышления. Пример шизофазии
7. Монологи разорванного мышления. Разорванное мышление при шизофрении
8. Контрольные вопросы при шизофазии. Разбор примера шизофазии
9. Магическая интерпретация при шизофазии. Фантазии разорванного мышления
10. Тотемные объекты при шизофазии. Стереотипные обороты разорванного мышления