Исследование: Эволюция речи и музыки

Тот факт, что современные люди (Homo sapiens) начали сочинять музыку еще в древнейшие времена, говорит о том, что музыка сыграла важную роль в эволюции человека. Ученые-бихевиористы доказали, что музыка занимает такое же место в нашей социальной и эмоциональной жизни, как и язык.

Томас Гейсманн (Thomas Geissmann, 2001) установил, что самцы и самки 26 видов приматов, способных петь, поют дуэтом. Все поющие приматы практикуют моногамию — это говорит о том, что пение может быть как-то связано с половым поведением. У приматов музыка также может играть некую роль в родительском поведении.

В головном мозге человека за анализ определенных аспектов музыки отвечает правая височная доля, расположенная симметрично отвечающей за распознавание речи левой височной доле. Может быть, у нашего вида музыкальные способности и речь появились одновременно? Вполне возможно.

Неандертальцы (Н. neanderthalensis) издавна привлекали внимание исследователей. Этот вид возник около 300 000 лет назад и исчез около 30 000 лет назад. Некоторое время в Европе и на Ближнем Востоке неандертальцы сосуществовали с Н. sapiens, а благодаря общему предку у них было много общих черт. Иногда два вида даже делились друг с другом ресурсами и инструментами.

Исследователи уже давно предположили, что неандертальская культура была значительно менее развитой, чем культура древних людей современного типа. Тем не менее неандертальский мозг по размеру был таким же или даже больше, чем мозг Н. sapiens. Неандертальская культура и культура Н. sapiens, по-видимому, имели много общего.

Неандертальцы хоронили умерших вместе с артефактами — это говорит о том, что у них были религиозные верования. При этом у нас нет убедительных доказательств того, что у неандертальцев было изобразительное искусство. Представители вида Н. sapiens, напротив, начали рисовать на стенах пещер примерно 30 000 лет назад, ближе к концу эпохи неандертальцев.

Исследование анатомических особенностей гортани показало, что у неандертальцев способность к артикуляции была менее развита, чем у их современников, принадлежавших к виду Н. sapiens. Однако похоже, что неандертальцы умели сочинять музыку.

На фото (слева) изображена костяная флейта, которую в 1995 г. обнаружил Иван Турк, археолог из Словенской академии наук в Любляне. Турк проводил раскопки в пещере на севере Словении — эту пещеру неандертальцы использовали как охотничий лагерь. В тайнике под грудой инструментов он нашел бедренную кость детеныша медведя — из этой кости, по-видимому, сделали флейту.

Исследование: Эволюция речи и музыки
Древняя костяная флейта. Расположенные по одной линии вдоль бедренной кости медведя отверстия указывают на то, что неандертальцы сделали из кости флейту, чтобы играть музыку

На одной стороне кости были расположенные на одной линии отверстия, которые не могли быть прогрызены животными. Они напоминали дырочки на современной флейте. Костяной флейте было не меньше 43 000 лет, а может быть, даже и 82 000. Все признаки указывали на то, что флейту сделали неандертальцы, а не люди современного типа.

Музыковед Боб Финк (Bob Fink) проверил флейту в деле. Он обнаружил, что на флейте можно сыграть мелодию, построенную на звукоряде из восьми нот, аналогичному звукоряду «до-ре-ми». Однако по сравнению со звукорядом, на котором построена европейская музыка, одна нота немного отличается. Эта «блюзовая» нота, изюминка джаза, характерна для современной музыки Африки и Индии.

Сходство неандертальского звукоряда со звукорядом, используемым в современной музыке, побуждает нас размышлять о мозге, создавшем эту древнюю флейту. Как и у современных людей, у неандертальцев, вероятно, присутствовала функциональная асимметрия полушарий, отвечающих за обработку речи и музыки. Это могло способствовать совместному существованию и скрещиванию между двумя видами. У людей, чьи предки в последние 30 000 лет жили за пределами Африки, от 1 до 4% аллелей имеют неандертальское происхождение.

Язык и музыка универсальны. Все известные устные языки имеют схожую структуру, во всех культурах люди сочиняют музыку и наслаждаются ею. Музыка и язык позволяют нам собираться вместе и взаимодействовать друг с другом. Как и музыка, язык помогает воспитывать детей. Люди, способные сообщить о своих намерениях другим, в том числе своим детям, конечно же, лучше справляются с родительскими обязанностями.

Язык — это используемая для общения сложная знаковая система. Существует врожденная способность к языку (врожденная универсальная грамматика). Хотя в обработке и производстве речи могут быть задействованы специфические сенсорные и двигательные системы, сам язык не зависит от поступающих сенсорных сигналов и реализующих движение структур. Например, язык жестов основан на использовании зрительных сигналов и двигательного выхода в виде движений рук, а устная речь использует слуховые сигналы и двигательный выход в виде колебаний голосовых связок.

В этой и последующих статьях на сайте мы сконцентрируем особое внимание на вокализации (устной речи) и аудировании (слуховом восприятии).

Способность человека к устной речи тесно связана с музыкальными способностями, потому как и речь, и музыка предполагают использование звуков. Цель данных статей на сайте — объяснить, как и почему мы говорим и занимаемся музыкой. Сначала мы рассмотрим физическое явление, которое человек воспринимает как звук, затем обратимся к тому, как человеческое ухо и нервная система улавливают и интерпретируют звуки.

После этого мы изучим нейроанатомию обработки человеческой речи и музыки. И наконец, узнаем, как другие животные, птицы и киты, интерпретируют и используют акустические стимулы.

- Читать далее "Звуковые волны как слуховой стимул - с точки зрения нейрофизиологии"

Редактор: Искандер Милевски. Дата публикации: 15.9.2023

    О сайте:

  1. Контакты и пользовательское соглашение