Поглощение змеем в мифологии бреда. Острый чувственный бред

Характерное для календарной мифологии поглощение змеем (драконом) в психоделических видениях больного Ч., равно как и развивающаяся позднее в его манифестном психозе тема змееборчества, - звенья одной цепи. Как и в предыдущих наблюдениях, смысл высказываемых больным идей «нечистоты», «потопления», преследования и одержимости низшими существами, ассоциированными с тьмой, западом, животным тотемом, мировыми водами, становится доступным лишь благодаря солярному мифу Не нуждается в комментариях дата, соответствующая апогею психоза — 31 августа, эсхатологическая знаковость ее очевидна - последний день лета.

Эсхатологические ожидания больного увязываются также с 3 и 12 октября. Выбор их продиктован, по всей видимости, общеархаическими представлениями о солнечной семантике чисел «3» и «12». И годичные, и полутысячелетние циклы интегрированы у Ч. в фабулу гибели и обновления всего мира или, если воспользоваться выражением М. Элиаде, в миф о вечном возвращении, который персонифицируется в жертвенном образе умирающего и воскресающего божества, прикованного к дереву. Такому образу в языческих мифологиях соответствовали бог виноделия и растительности Дионис, скандинавский бог Один.

Персональный миф пациента неоднозначен. По мере развития бредового сюжета все большее число его элементов контурирует с мифологемой солнечного героя, это и поведение активного змееборчества, и солярная символика креста, побеждающая тьму, и идеи умерщвления себя путем четвертования лошадьми (солярным символом) в порядке сопричастности солнцу, и поведение метеомагии - имитации солнца.

Надо признать, что в психопатологии разделить эти две мифологические фигуры — растительное божество и солнечное, подчас бывает невозможно. Точно так же в примитивных мифологиях они подвержены то слиянию, то разделению, что лучше всего говорит об их общем натурфилософском происхождении: Формально клинический случай больного Ч. отнесен к когорте В на том основании, что в своих бредовых высказываниях он идентифицирует себя с жертвой, приносимой в холодный период года во имя рождения солнца; идеи же самоотождествления с Солнцем у него на данном этапе отсутствуют.

мифология бреда

Больная Ш , 33 года (архив 1992 г), украинка Образование высшее 13 июля 1992 г заметила, что все сотрудники (работает телефонисткой в мужском коллективе военного городка) изменили к ней отношение, недовольны ею. В тот же день домой, где она проживала с мужем и сыном, приехало трое родственников-мужчин Ей, как единственной женщине, приходилось больше обычного готовить, убирать, вследствие чего очень уставала Казалось, что не справляется с ролью хозяйки, поэтому ловила на себе недружелюбные взгляды близких Стала замечать, что их домашний говорящий попугай хитро подмигивает и подает ей мысленные советы Его голос звучал в голове с характерными интонациями. «Выпусти меня на волю!» Почувствовала большую духовную близость с попугаем Думала, что он - ангел, через которого разговаривает Бог Когда осознала, что ее собственная душа переселилась в попугая, решила выпустить его на волю, так как «душа должна быть свободной».

Стало казаться, что между мужской и женской половинами человечества идет распря за первенство Женщины представлялись светлыми, добрыми силами, мужчины — наоборот Хотела, чтобы на Земле снова установился матриархат. В лице отца и брата видела дьявола, претендующего на роль «Бога» С надеждой на спасение мира, кричала «Убейте их'» С той же целью все мысли, действия и молитвы старалась утраивать. Получала одобрение или неодобрение своего поведения по особым знакам в природе: солнце светило то ярче, то темнее, птицы летали как-то необычно

По пути следования в психиатрический стационар почувствовала, что она превращается в змею и ее должны убить Испытывала чувство вины за все беды, которые когда-либо случались в их поселке.

Состояние при госпитализации 13 08 92 Идеомоторика заторможенная. Контакт избирательный, улучшается при переходе на шепотную речь. Удалось выяснить, что слышит голос, который приказывает ей «молчать пять месяцев» Обреченно произнесла «Пусть живут звери, птицы, а я должна умереть».

В первые сутки развивается состояние вялого кататонического субступора с мутизмом и негативизмом, онейроидными видениями, которое достаточно быстро купируется Высказывает идеи надвигающейся гибели мира и своей избранности в его спасении 26.08 92 достигнут практический выход из психоза. С эмоциональной адекватностью и критикой поведала свои переживания. Она ощущала себя страдающей богиней, попавшей в преисподнюю — ад или чистилище. В медсестрах узнавала враждебных ей родственников-мужчин. Мягкий фиксационный материал казался приспособлениями для превращения ее в змею Вокруг себя видела мертвецов Погибшее человечество представлялось в виде горы песка, глядя на которую, думала «Лучше уж превратиться в одну из таких песчинок, чем в змею». Помнит, что мысленно удивлялась: «Как это Богородице удается ни с кем не враждовать на Небе?» По рисункам на обоях «разгадала» дальнейший ход событий, явится добрый молодец, «сын Бога», и освободит ее из царства смерти
Диагноз, шизофрения, синдром острого чувственного бреда с трансформацией в кататоно-онейроидный синдром.

- Читать далее "Оппозиция патриархат/матриархат. Бред божества при шизофрении"

Оглавление темы "Примеры дебюта шизофрении":
1. Расколотое Я в десятидневном путешествии. Примеры шизофрении в литературе
2. Умирающее и воскресающее божество природы в бреде. Противостояние света и тьмы в бреде
3. Пример шизоаффективного расстройства. Приступообразная сезонная шизофрения
4. Пример развития шизофрении у девочки. Пример синдрома Кандинского-Клерамбо
5. Аутизация при шизофрении. Оживление в бреде пациентки
6. Родители жены оборотни в бреде шизофреника. Бредовое возбуждение
7. Магические высказывания больных шизофренией. Поведение шизофреника в больнице
8. Поглощение змеем в мифологии бреда. Острый чувственный бред
9. Оппозиция патриархат/матриархат. Бред божества при шизофрении
10. Вампиры как признак ранней шизофрении. Пример маниакально-бредового синдрома
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.