Советуем для ознакомления:

Психиатрия:

Популярные разделы сайта:

Религиозно окрашенные бредовые сюжеты. Центральная роль в бреде трикстера

Коль скоро зашла речь о бредовых системах, представляющих собой пародию на библейские тексты и конфессионально институированные нормы поведения, необходимо остановиться на тех из них, которые могут представлять трудности для распознавания в них центрального архетипа трикстера Затруднения такого рода нередко вызваны тем, что такая категория больных в отличие от больных, подобных А., сознательно не противопоставляет себя доминирующей в том или ином географическом регионе традиционной религии, более того, частично ассимилирует в бреде ее содержание, как бы мимикрируя под социоконфессиональную среду

Иногда психопатологические реакции у таких больных могут производить на непосвященного обывателя впечатление сильнейших религиозных чувств (скорби, покаянного чувства, просветления, экстаза) или подлинного духовного опыта (визионерства, откровений, пророчеств), и тогда риск, что распространитель подобных взглядов превратится в местночтимого «гуру», основоположника харизматической секты или отгородившейся от мира общины «эсхатоложников», бывает особенно высок

В трикстерных сюжетах идеи величественной миссии спасителя мира или солнечного персонажа могут подменяться идеями глобальной деструктивной миссии антихриста. Приведенное ниже наблюдение доказывает, как собственные волевые усилия и доброе расположение больного, сохраняющиеся даже на высоте психоза, способны вступать в противодействие с навязываемой болезнью мрачной ролью и в конечном счете преодолевать ее.

Больной Н, неполных 33 года (архив 1997 г), русский По окончании университета работал школьным учителем Год назад уволился по болезни С женой после 5 лет совместной жизни разведен; их дочь 7 лет осталась с матерью Конфликты в семье связывает с тем, что испытывал очень сильное половое влечение ко всем лицам женского пола теще, школьницам и даже ближайшим родственницам (сестре, матери, дочери) Помимо многочисленных внебрачных связей прибегал к мастурбации

трикстер в бреде

С 1990 г, после спора с одним знакомым христианином, в котором Н. занимал позицию атеиста-скептика, стали сниться кошмарные сны («черти сдирали живьем кожу»), продолжавшиеся все эти годы С 1992 г начали беспокоить мысли о собственной греховности, связанные в основном с его половой невоздержанностью Обращался за помощью к экстрасенсам, но безуспешно

В январе 1996 г. принял крещение в Православной церкви Весной того же года появились навязчивые опасения нанести кому-нибудь резаную рану, вследствие чего избегал пользоваться острыми предметами Однажды, борясь с подобными мыслями, услышал «дьявольский» голос «Иди и убей его (имярек) топором!»

Лечился в течение месяца в отделении неврозов психиатрического стационара, но так и не раскрыл до конца своих переживаний, был выставлен диагноз «невроз навязчивых состояний». Улучшение самочувствия было частичным и непродолжительным Еще с большей силой, чем прежде, стал винить себя в нарушении заповедей Господних В мае 1996 г. увидел сон: Иисус Христос в темной одежде прижимает его к себе. Стал слышать мужской «голос» в голове, объяснявший его грехи и открывавший видение прошлых проступков Однажды выходя из церкви, услышал сказанную кем-то в его адрес фразу «Изгнать из рая»

Появившиеся в голове неприятные ощущения трактовал как «наказание за грехи» После беседы с одной женщиной («бесноватой») почувствовал исходящее от нее воздействие «что-то прикрепилось возле сердца и на темени», в результате чего стал постепенно ощущать на темени рост рогов, а на руках и ногах — шерсти. В ночь с 6 на 7 января (Крещенский сочельник) 1997 г почувствовал «расфокусировку сознания», все вокруг казалось нереальным, чувствовал обострившуюся в мире борьбу Бога и дьявола, которая внутри него выражалась раздвоенностью мыслей В груди было ощущение «сосуда, наполненного мерзостями», казалось, лишь малая часть его несла в себе что-то светлое, от Бога Дьявол, действуя через людей и непосредственно, «насылал, словно вирусы, помыслы прелюбодеяния».

Узнал из галлюцинаций, что 15 февраля, в праздник Сретения, ему уготовано перевоплощение в антихриста Понял, что тогда, в мае прошлого года, в нем «произошло зарождение новой жизни» и являвшийся ему был вовсе не Христос, а «лукавый, принявший облик Христа» Вычислил дату перевоплощения, отсчитав 9 мес с того дня, как ему приснился дьявол под видом «Христа» Хотел убить себя, чтобы избежать этой участи, и в то же время боролся с этими мыслями

Госпитализирован 11 01 97 Ориентировка формально не нарушена Врачу сразу объявил, что он, Н., — будущий антихрист В этом обличье он должен будет явиться народу в главном Кафедральном соборе города 15 февраля с г Аргументировал тем, что у него «растут рога и шерсть» Реализовывать мысли о самоубийстве не намерен, потому что полагает это за грех Сожалеет, что «не удалось пострадать телесно, как Христос» Считает, что у него болезнь души, которую невозможно вылечить медикаментами, будет лучше, если врач устроит ему встречу со священником (это было приведено в исполнение по прошествии острого периода) Говорит обо всем этом многозначительно, с крайней эмоциональной экспрессией

- Читать далее "Антихрист в бреде шизофреника. Психический автоматизм с религиозным бредом"

Оглавление темы "Религия в бреде":
1. Религиозно окрашенные бредовые сюжеты. Центральная роль в бреде трикстера
2. Антихрист в бреде шизофреника. Психический автоматизм с религиозным бредом
3. Схожесть бреда с языческими посвящениями. Андрогиния при бреде
4. Православный бред при шизофрении. Пророчество при шизофрении
5. Образ крылатого человека в бреде. Бес и ангел в бреде при шизофрении
6. Синдром Кандинского-Клерамбо с религиозным бредом. Религиозный бред при шизофрении
7. Правило изосемантизма манипулятора и жертвы. Инициация религиозного бреда
8. Имитация монахов при шизофрении. Параноидная шизофрения с религиозным бредом
9. Шизофрения в произведении Барбара О'Брайен. Признаки религиозного бреда в Путешествие в безумие и обратно
10. Опекающая тройка в бреде. Картина шизофрении в бреде Барбары О'Брайен