Методы исследования слуха. Оценка слуха камертонами

Исследование слуха составляет основу развития учения о тугоухости. Разрешающая способность методов исследования, их адекватность задачам и потребностям клинической аудиологии определяют перспективы и возможности диагностики различных форм тугоухости, основных патогенетических закономерностей слуховых расстройств, разработки показаний и оценки эффективности лечебных мероприятий и слухопротезирования, реабилитации лиц с дефектами слуха, а также профилактики тугоухости среди различных контингентов взрослых и детей.

Наряду с психоакустическими методами арсенал аудиологических исследований в последнее время интенсивно пополняется за счет внедрения электрофизиологических методик. Это требует четкого физиологического анализа и обоснования применения каждого теста и их комплексов. Нельзя забывать и о том, что техническое развитие аудиологии, применение новой, главным образом электронной, аппаратуры нуждается в специальном и систематическом контроле за ней, ибо в противном случае использование ее может обернуться источником дополнительных ошибок и неточностей.

На нашем сайте приведены сведения о наиболее распространенных современных методах исследования слуха. Основное внимание, однако, в ней уделяется общей оценке каждого метода, определению места его в комплексе аудиологического обследования, физиологической обоснованности и перспективам дальнейшего использования в диагностике тугоухости. В то же время мы не приводим подробного описания методики постановки тех проб, которые хорошо известны и детально изложены в многочисленных специальных руководствах.

исследование слуха камертонами

Исследование слуха с помощью камертоном по существу я пилось первым инструментальным методом аудиологической диагностики. И хотя со времени начала разработки этого метода прошло уже более 100 лет, оценка эффективности его в решении различных диагностических задач остается довольно противоречивой. Па судьбе этого метода решающим образом сказалось внедрение в широкую практику тональной аудиометрии, основанной на использовании специальных электронных устройств аудиометров.

Построенная на более прочной научной и технической основе аудиометрии стала постепенно вытеснять камертоны из аудиологической практики. Вместо с тем исследование слуха с помощью аудиометров поставило врача-аудиолога в зависимость от инженера. Точность измерений, которая должна была стать главным преимуществом аудиометрии, оказалась практически не всегда достижимой. В результате в решении спорных диагностических вопросов нередко камертонам отдавалось предпочтение перед аудиометром (Н. Crowley, И. Kaufman, H. Feldman, P. Sarin, G. Shambaugh).

Долгое время очевидным оставалось преимущество камертональных проб как простых, доступных для широкого использования вне стационара, легко выполнимых самим врачом и, конечно, подкрепленных многолетней традицией. Со временем создалось положение, когда оба метода — электроаудиометрия и камертональное исследование, стали сосуществовать в клинической аудиологии. Это в свою очередь породило новую проблему — изучение расхождений результатов того п другого методов.

Одной из важных особенностей камертонального исследования надо считать то, что оно совмещает в себе одновременно надпороговую и пороговую звуковую стимуляцию: время, в течение которого испытуемый воспринимает затухающее звучание камертона, суммирует оба вида раздражения. Вполне вероятно, что за это время могут проявиться признаки слуховой адаптации. Рекомендуемое для уменьшения проявлений адаптации периодическое удаление камертона от уха меняет условия тестирования и может сказаться па его результатах.

Затухание колебаний камертона протекает не совсем равномерно: оно заметно выражено в самом начале, а затем происходит более постепенно. Зная кривую затухания колебаний камертона, можно установить соотношение между временем слухового восприятия и амплитудой и затем рассчитать слуховой порог (или потерто слуха) в децибелах. Однако замеренный таким образом порог неизбежно должен отличаться от порога, замеряемого в условиях современной аудиометрии, и сопоставление соответствующих данных аудиометрии и камертонального исследования нельзя считать правомерным. Следует также иметь в виду, что максимальная интенсивность звука, развиваемая камертонами, недостаточна для определения слуховой чувствительности у лиц с большой потерей слуха.

Оглавление темы "Методы оценки слуха":
  1. Методы исследования слуха. Оценка слуха камертонами
  2. Значение аудиометрии камертонами. Камертональные пробы
  3. Особенности камертонов и их звуковое поле
  4. Оценка костного звукопроведения камертонами. Место камертонов в современной аудиометрии
  5. Тональная пороговая аудиометрия и ее техника
  6. Маскировка неисследуемого уха при аудиометрии. Методы маскировки
  7. Интенсивность и длительность маскирующих звуков при аудиометрии
  8. Аудиограммы и опыт Ринне при нарушениях слуха
  9. Преимущества аудиометрии перед опытом Вебера. Аудиометрия с оператором и без
  10. Метод Лангенбека. Стандартизация нулевого уровня аудиометров
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.