Особенности камертонов и их звуковое поле

Сколь бы ни была проста методика исследования слуха с помощью камертонов, она таит в себе ряд особенностей, с которыми могут быть связаны неточности или даже ошибочность результатов, и тогда, конечно, простота не будет больше оставаться преимуществом метода.

Прежде всего следует считаться с тем, что каждый камертон имеет свою индивидуальную акустическую характеристику. Камертоны обычно находятся в употреблении длительное время, поэтому нежелательно ориентироваться на прилагаемый к ним паспорт. Удобнее регистрировать время звучания камертона у обследуемого лица не в абсолютных значениях — секундах, а в процентах но отношению ко времени звучания его у отологически нормальных лиц, с тем, чтобы иметь возможность сопоставлять результаты исследований, проведенных с помощью разных камертонов.

До сих пор остается не решенным вопрос об унификации «зарядки» камертона, т. е. об интенсивности первого удара, приводящего камертон в действие. Вопрос этот важен потому, что при различной «зарядке» неодинаковой может быть начальная амплитуда колебаний и время их угасания, что неизбежно скажется на результате пробы. Специальные исследования свидетельствуют о том, что при «зарядке» камертона путем обычно используемого максимального удара разброс результатов в норме составляет 10—15%, тогда как при дозировании силы удара этот разброс можно уменьшить до 3—5% (Л. П. Велицкий).

оценка слуха камертоном

Однако общепринятого метода дозирования пока не существует. Целесообразным поэтому представляется сравнивать длительность звучания камертона у обследуемого с длительностью звучания его у обследующего при условии, конечно, если у обследующего нормальный слух.

Наряду с методическими особенностями неточности камертональных измерений могут быть связаны с некоторыми физическими (акустическими) закономерностями работы камертона.

Изучение звукового поля камертона показало (Н. Feldman, P. Sann), что оно образует четыре зоны интерференции, в которых возникает наложение волн в противоположных фазах, вследствие чего в этих зонах происходит снижение интенсивности звука до 15 дБ. И соответственно тому, в какую зону попадает область входа в наружный слуховой проход, будут находиться результаты исследования.

Кроме того, интенсивность воспроизводимого звука весьма существенно зависит от расстояния, на котором находится камертон от входа в наружный слуховой проход. Хотя из акустики известно, что интенсивность звука уменьшается пропорционально квадрату расстояния, особенности распространения звуковой волны в области уха обусловливают, как показывают опыты па модели головы, ослабление звука при удалении камертона (435 Гц) до 1 см на 10 дБ, до 2 см на 15 дБ, до 3 см па 20 дБ, до 4 см на 25 дБ, до 5 см на 30 дБ, и лишь, при дальнейшем увеличении расстояния ослабление звука происходит в продолах указанной зависимости.

Оглавление темы "Методы оценки слуха":
  1. Методы исследования слуха. Оценка слуха камертонами
  2. Значение аудиометрии камертонами. Камертональные пробы
  3. Особенности камертонов и их звуковое поле
  4. Оценка костного звукопроведения камертонами. Место камертонов в современной аудиометрии
  5. Тональная пороговая аудиометрия и ее техника
  6. Маскировка неисследуемого уха при аудиометрии. Методы маскировки
  7. Интенсивность и длительность маскирующих звуков при аудиометрии
  8. Аудиограммы и опыт Ринне при нарушениях слуха
  9. Преимущества аудиометрии перед опытом Вебера. Аудиометрия с оператором и без
  10. Метод Лангенбека. Стандартизация нулевого уровня аудиометров

    О сайте:

  1. Контакты и пользовательское соглашение