Советуем для ознакомления:

Психиатрия:

Популярные разделы сайта:

Скопчество в ранне-классовых обществах. Д. Фрэзер о скопчестве

Первым исследователем, попытавшимся объяснить скопчество как религиозное явление, может быть назван член Британской Академии Д. Фрэзер.
Концепция Фрэзера, изложенная в «Золотой Ветви», проста и, на первый взгляд, весьма убедительна. Автор считает скопчество одним из видов массовой магии, направленной на увеличение сил женских божеств плодоносящей природы. По Фрэзеру, древний римлянин или фригиец, отрезая детородные органы и кладя их на алтарь богини, верит, что его жертва увеличивает плодоносящие силы божества и, таким образом, оказывает благодетельные последствия на все человечество. Этим Фрэзер объясняет, между прочим, и тот почет, которым в Римской империи, будто бы, были окружены корибанты, жрецы Великой Матери.

Основанием для подобного рода концепции явились многочисленные фольклорные данные, собранные Фрэзером у разных народов и отображающие огромное значение в жизни первобытных народов половых отношений, запретов и действий, связанных с культом фаллоса. По Фрэзеру, в целях магического способствования произрастанию злаков, многие земледельческие народы сразу после посева совершают половые совокупления на полях или имитируют их соответствующими телодвижениями. С другой стороны, Фрэзер встречается с рядом запретов (табу) на половые отношения в известные периоды, когда по нормам магического мышления первобытного человека следовало не расточать, а беречь половые силы.

Таким образом, Фрэзер создал логическое построение, согласно которому мотивами религиозной самокастрации были магические понятия о причинности явлений в природе.

скопчество

Описывая кровавый праздник Кибелы и Аттиса в Риме (II и III вв. н. э.), Фрэзер замечает: «Мы можем, кроме того, предположить, хотя на это нет точных указаний, что в день крови и с той же целью новопосвященные приносили в жертву свой пол. Они доводили себя до высшей степени религиозного возбуждения и, оскопляя себя, бросали отрезанные части тела перед статуей жестокой богини. Затем эти отрубленные орудия размножения почтительно завертывались в ткани и погребались в землю или в подземных помещениях, посвященных Кибеле. Их, быть может, так же, как и принесенную в жертву кровь, рассматривали как средство возвращения Аттиса к жизни, как способ общего воскресения природы. Благодаря этой церемонии, должны были появиться почки на ветках деревьев и распуститься цветы под лучами весеннего солнца. Если это наше предположение, выдвинутое в объяснение обычая, мало-мальски правдоподобно, то мы легко поймем, почему и другие азиатские богини плодородия обслуживались жрецами-евнухами. Эти женские божества требовали от своих служителей-мужчин, олицетворявших божественных возлюбленных, дать им возможность выполнять свои благодатные функции. Эти боги должны были быть сами заряжены плодотворящей энергией, чтобы получить возможность оказать животворящее влияние на весь мир».

Сформулированное кратко объяснение Фрэзером скопчества сводится к следующему.
1. Самокастрация является магическим действием человека совершаемым с целью помочь божеству выполнять специальные плодоносящие функции.

2. Индивидуальная жертва кастрата своими благодетельными последствиями распространяется на все человечество. Отсюда уважение, которым, будто бы, пользовались кастраты в древнем мире.

3. Самокастрация является высшим моментом религиозного экстаза, и верующий, в припадке его, оскопляется, хотя шел на празднество, вовсе не имея такого намерения.

- Читать "Религиозная самокастрация. Скопчество и хлыстовство в России"

Оглавление темы "Скопчество и самокастрация":
1. Скопчество в ранне-классовых обществах. Д. Фрэзер о скопчестве
2. Религиозная самокастрация. Скопчество и хлыстовство в России
3. Скопчество как магический обряд. Скопчество в коммунистическом строю
4. Половая жизнь в ранне-классовых обществах. История кастрации
5. Кастрация животных в древности. Фаллическая магия
6. История самокастрации. Легенда о Комбабе
7. Мифология древнего скопчества. Кастрация трупов
8. Миф об Озирисе. Кастрация рабов
9. Отношение к евнухам в древности. Отношение к евнухам на Востоке и Западе
10. Скопчество как религиозное явление. Теория возникновения кастрации