Бред инсценировки при шизофрении. Инсценировка обрядового действа

Е.В. Tylor (1871) и В.М. Кулемзин (1991) сообщают о языческих верованиях в то, что духи способны увеличиваться и уменьшаться в размерах, а также всячески перевоплощаться. Наш клинический опыт показывает, что любые сообщения больных об изменчивости антропоморфоскопических характеристик, своих или чужих, должны наводить на мысль об универсальном культуральном подтексте видоизменяющихся субъектов — «оборотничестве», связанном с потусторонним миром.

Заместителем интерметаморфозы может выступать бред транзитивной одержимости, возникающей как следствие воздействия какой-то силы. Такие больные говорят о «вселении ведьмы» в кого-то из близких и т. д. В разделе, посвященном аутометаморфозе, будет детально обсуждаться функциональная близость между одержимостью (к кому бы она не относилась) и интераутометаморфозой в контексте единого ритуального действа.

Бред интерметаморфозы и сопровождающий его, как правило, бред инсценировки образуют объединенный общим смыслом знаковый конструкт, который совпадает с важной составляющей инициации — инсценировкой обрядового действа. Точность этого совпадения усиливается оценочными высказываниями больных относительно происходящих в бреде событий как о неподлинных, «подстроенных», они почти всегда говорят об «игре», «эксперименте», «розыгрыше», «проверке», «киносъемке», «психологическом тестировании» и т. п. Один наш пациент каждый раз при расспросе выдавал на этот счет одну и ту же «обойму» восклицаний: «Голливуд! Кино! Цирк!»

Репертуар определений больными сути происходящего в их бредовой картине совпадал с таковым в литературных описаниях многих исследователей (Стоянов СТ., 1968; Каменева Е.Н., 1971; Пападопулос Т.Ф., 1975; Ковалев В.В., 1985; Рыбальский М.И., 1993; Блейлер Е., 1920; Conrad К., 1959) и был однотипен. Все определения так или иначе подразумевали некую изначальную заданность сценария или плана, согласно которому совершаются события. Такая же строгая детерминация и алгоритмизация порядка действий существовала в развитых архаических ритуалах, на что указывает В.Я. Пропп (1986). Сравнение больными своей роли с «роботом», «автоматом», «марионеткой», «подопытным кроликом» и т. п. отвечает самой цели и характеру инициации - приобретению, по выражению F. Кliх (1982), «первого опыта социального принуждения и автоматической подчиняемости канону». Подтверждением этому служат следующие клинические наблюдения.

бред инсценировки

1. Больной 3 ,42 года (архив 1975 г), старший инженер конструкторского бюро, рассказывает «Всю жизнь я специально был окружен чем-то вроде оболочки, не мог из нее вырваться Люди пытались натолкнуть на эту мысль, каждый по-своему Все это результат эксперимента, который нужен людям, чтобы узнать, как развивается личность в течение всей жизни Эксперимент проводился во имя науки с самого моего рождения». Кто вершитель эксперимента - не знает, но уверен, что он проводится с чьего-то согласия Цели эксперимента допускает разные Вот несколько его версий*
А Может ли человек, отгороженный от общества, перевернуть мир

Б Он - сын Сталина Только почему от него это скрывают9 Считает, что он живет под постоянным контролем, и в больнице эксперимент продолжается
2. Больной Г (архив 1999 г) заявляет, что за ним «следят, чтобы понять природу человека»

3. Больной И (архив 1998 г) говорит о том, что двое - мужчина и женщина, проводят над ним научный эксперимент, испытывая новую технику, корректируют с ее помошью его поведение, переделывают характер, «вытравливают» отрицательные черты и прививают положительные

4. Больной Г (архив 1994 г) По словам больного, его два года преследует один и тот же человек с целью «убить», узнать, какой он человек, «на что способен для восстановления порядка в городе и стране»

Кажущиеся на первый взгляд взаимоисключающими цели преследования в параноиде больного Г. оказываются не только не противоречивыми, но даже согласованными и взаимодополняющими гранями одного процесса, если их (цели) вложить в общий контекст примитивного ритуала, предполагавшего испытание «временной смертью» будущего вождя племени.

- Читать далее "Персекуторный бред. Игровое поведение при шизофрении"

Оглавление темы "Особенности бреда при шизофрении":
1. Души умерших при шизофрении. Каннибализм в шизофреническом бреде
2. Пример каннибализма. Каннибалистический бред
3. Интерметаморфоз при шизофрении. Зооморфные интерметаморфозы
4. Пример интерметаморфозов. Феномены ложных узнаваний при бреде
5. Бред инсценировки при шизофрении. Инсценировка обрядового действа
6. Персекуторный бред. Игровое поведение при шизофрении
7. Магическое воздействие на посвящаемого. Бред магического воздействия
8. Воздействие катартической магией на шизофрению. Бред воздействия молнией
9. Огонь и вода при шизофрении. Бред воздействия огня и воды
10. Символика бросания при шизофрении. Магическое воздействие указанием
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.