Персекуторный бред. Игровое поведение при шизофрении

Инсценировкой были пронизаны многие стороны жизнедеятельности в примитивных сообществах. Согласно исследованиям В. Mahnowsky (1955), у разных племен было принято публичное инсценирование мифов; существовали ритуалы декламации священных преданий, воплощение отдельных религиозных представлений в священных обрядах.

Во время посвящений было принято набрасывание на неофита других посвященных в животном образе (льва, волка). Для устрашения имитировались огни, различные звуки, призраки (Гекерторн Ч.У., 1994). В имитативной вредоносной магии инсценировалось не только действие насилия (например, закалывание, поворачивание ножа в ране жертвы), но и страсть насилия.
Так, В. Malinowsky (1955) отмечает: «Драматическое изображение эмоции является сущностью этого ритуала».

В свете последних фактов характерное для персекуторного бреда восприятие «враждебных» мимики и пантомимики (психологической «маски») окружающих может рассматриваться как начальная стадия интерметаморфозы и эмоциональный аспект инсценировки опасного обрядового действа, а именно воздействие устрашением. Для психотика вообще является типичным смещение коммуникационной модальности восприятия от слухового вербального (реального) канала к искаженно-визуальному с акцентом на невербалике.

Диссоциация же между слуховым и визуальным каналами восприятия служит благоприятной почвой для зарождения идей об идущей вокруг «игре», о том, что «все, будучи в сговоре, изображают одно и то же».

персекуторный бред

Считалось, что подросток, который посвящается в шаманы, не всегда может остаться в живых. Вместе с тем, уточняет Й. Хейзинга (1992), у инициируемого всегда остается сознание (мысль на заднем плане), что в мистерии, как и в игре, «все не взаправду». По существу, архаический ритуал есть не что иное, как «священная игра»

Идея сакральной игры в бреде инсценировки звучит порой неприкрыто: «кто-то свыше мною играет», «это какая-то насмешка свыше надо мной», «Бог дает мне испытание, играет со мной», «идет всемирная игра между светом и тьмой».

В клинике шизофрении нередко приходится видеть актуализацию игрового поведения, причем не только в содержании самого бреда, но и объективно в стилистике поведения больного. У одних это выражается в проистекающей из бреда защитной установке «перехитрить», «обыграть» противника, «запутать следы» такими приемами, как диссимуляция, метасимуляция, дача противоречивых отчетов о своих переживаниях, фабулирование защитных «легенд».

Так, один пациент отрицая болезнь, связывал «голоса» с тем, что «просто отравился галлюциногеном — настойкой чистотела». У других больных игровое поведение реализуется непосредственно в азартной игре. Иногда именно так, с «игрового марафона» в компьютерных клубах и казино на протяжении суток или двух, без еды и отдыха начинался острый манифестный приступ, и это притом, что чрезмерное увлечение компьютерными играми этим пациентам в прошлом не было свойственно.

Случается, что проигрыш порождает уже упоминавшуюся ситуацию «изначальной недостачи и поиска» (растраты), инициирующую развитие бредового сюжета с испытаниями, их преодолением и в конце концов компенсаторным «обогащением».

В бреде инсценировки, семантически спаянном с интерметаморфозой, может оживать свойственное неофиту восприятие мира как тотально обустроенной кем-то среды обитания тотема. Так, больной У. с бредом преследования людьми-змеями ощущал, что «вместо воздуха была вязкая среда, похожая на воду. Решил, что таким образом его проверяют на пригодность для роли разведчика». Здесь семантика интерметаморфозы и инсценировки подчинена одному ряду тотемных символов: люди — змеи — вода.
Другая больная с манихейским бредом видела весь мир разделенным на две половины: справа — пламя, слева — вода.

- Читать далее "Магическое воздействие на посвящаемого. Бред магического воздействия"

Оглавление темы "Особенности бреда при шизофрении":
1. Души умерших при шизофрении. Каннибализм в шизофреническом бреде
2. Пример каннибализма. Каннибалистический бред
3. Интерметаморфоз при шизофрении. Зооморфные интерметаморфозы
4. Пример интерметаморфозов. Феномены ложных узнаваний при бреде
5. Бред инсценировки при шизофрении. Инсценировка обрядового действа
6. Персекуторный бред. Игровое поведение при шизофрении
7. Магическое воздействие на посвящаемого. Бред магического воздействия
8. Воздействие катартической магией на шизофрению. Бред воздействия молнией
9. Огонь и вода при шизофрении. Бред воздействия огня и воды
10. Символика бросания при шизофрении. Магическое воздействие указанием
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.