Огонь и вода при шизофрении. Бред воздействия огня и воды

Символы «огня» и «воды» в бреде обычно стоят рядом. В структуре сенсорных автоматизмов нередки гигрические галлюцинации и сходные с ними галлюцинации общего чувства: «тело покрывают влагой», «тело делают похожим на мешок с водой, по которому пробегают какие-то волны», «в тело вошла волна, похожая на струйку воды, и поползла снизу вверх». Приведем примеры, напоминающие ритуальное омовение при катартической магии, а во втором наблюдении последняя дополняется еще и магией взгляда.

1. Больной Л. (архив 2001 г.). Каждую весну на протяжении многих лет у больного отмечаются приступы галлюцинаторно-бредовой симптоматики Его домашние хорошо осведомлены о том, с чего начнется очередной приступ, так как этот поведенческий стереотип неизменен За несколько дней до начала приступа больной Л. испытывает непреодолимое и ничем не объяснимое для него стремление к чистоте Все свободное время ежедневно заполняется тем, что он убирает и моет квартиру, доводя ее до «полного блеска» Неоднократно в течение дня и подолгу моется сам, чрезвычайно педантично соблюдая правила гигиены для всех участков тела. Затем появляются наплывы насильственных воспоминаний о детстве (вариант возрастного регресса — Прим. авт.), после которых развивается типичная для больного Л картина психоза

2. Больная Н. (архив 1993 г) в доманифестном периоде испытывала чувство недовольства своей внешностью, была замкнутой, субдепрессивной. В возрасте 17 лет резко изменилась по характеру после одного случая: кто-то из жильцов общежития случайно заглянул в душевую, где мылась Н., и увидел ее обнаженной В тот же день услышала «голос» внутри головы, сказавший, что она «самая красивая». С этого момента стала чрезмерно общительной, самоуверенной, заводила беспорядочные знакомства.

3. Больной О. (архив 1990 г) в начале острого психотического расстройства выбрасывал из дома продукты, мотивируя их несвежим запахом, замачивал много белья (грязное вперемешку с чистым) На улице собирал опавшие листья и сжигал со словами «Все нужно сжечь, чтоб начать новую жизнь». Молился на луну, воздевая руки к небу.

шизофрения

Бросание различных предметов в сторону жертвы, как отмечает С.А. Токарев (1990), - один из древнейших и в то же время самый примитивный вид магии. Бытовало верование, что в результате бросания, например, палочкой, последняя оказывается внутри жертвы, и ее может извлечь только знахарь. Считалось, что аналогичным образом можно «наслать» болезнь.

В тайных посвящениях, исследованных Ч.У. Гекерторном (1994), на грудь неофита бросали змею (другой вариант - засовывали за пазуху). Подобные действия всегда подразумевали невидимую процедуру «вовнутрения» бросаемого предмета в тело-мишень. Особой внятностью в этом смысле наделены мифы и обрядность такого «консерванта» архаической культуры, как австралийские аборигены. Так, А.П. Элкин (1994) подробно описывает ритуал инициации в знахари у австралийских племен унматчера и аранда, во время которого бросание магическим предметом в посвящаемого влекло за собой его «смерть». Затем исполнители «разрезали» внутренности жертвы (иногда с заменой органов на новые), пели заклинания, кормили посвящаемого кусочком мяса, «вкладывали» магический камень, а затем «оживляли» в новом качестве Исполнителями обряда могли быть тотемные животные. Автор подчеркивает, что вкладывание в посвящаемого магических предметов, таких, как кварц, и духов-помощников (в частности, духов-змей) является неизменной особенностью рассматриваемых обрядов по всей Австралии: через магические предметы опосредуется магическая сила знахаря. Магические предметы могли вкладываться через естественные или искусственные отверстия в теле, путем вдавливания в тело, а кроме того, насылания и с едой. Приведем для сравнения клинические примеры.

1. Больной Р, 48 лет (архив 1990 г), на протяжении последних 15 лет замечает, что в него бросают стеклом, мертвыми птицами, металлом, фекалиями, камнями Видел, слышал, осязал и обонял это Наряду с подобными идеями постепенно формируется бред метаморфозы тела в материалы, перечисленные выше

2. Больной Л (архив 1998 г) с бредом порчи и колдовства в адрес матери и соседей (см «Запреты») жалуется, что ему подбрасывают дохлых кур через забор с целью переноса на него чужих болезней В период активности этого бреда больной отказывался от купания Сразу после смерти матери стал много и интенсивно (до потертостей) мыться, мотивируя тем. что из него «выходят краски, лаки» В дальнейшем, наряду с прежним, несколько утратившим актуальность бредом, больной стал утверждать, что он способен влиять своим биополем на многие процессы в окружающем мире.

- Читать далее "Символика бросания при шизофрении. Магическое воздействие указанием"

Оглавление темы "Особенности бреда при шизофрении":
1. Души умерших при шизофрении. Каннибализм в шизофреническом бреде
2. Пример каннибализма. Каннибалистический бред
3. Интерметаморфоз при шизофрении. Зооморфные интерметаморфозы
4. Пример интерметаморфозов. Феномены ложных узнаваний при бреде
5. Бред инсценировки при шизофрении. Инсценировка обрядового действа
6. Персекуторный бред. Игровое поведение при шизофрении
7. Магическое воздействие на посвящаемого. Бред магического воздействия
8. Воздействие катартической магией на шизофрению. Бред воздействия молнией
9. Огонь и вода при шизофрении. Бред воздействия огня и воды
10. Символика бросания при шизофрении. Магическое воздействие указанием
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.