Магическое воздействие на посвящаемого. Бред магического воздействия

В ритуале достижение идентификации героя с тотемом возможно лишь благодаря оказываемому на него магическому воздействию. Клинической аналогией такой причинно-следственной связи является бред психического и психофизического воздействия (или его семантические эквиваленты), всегда предшествующий появлению бреда аутометаморфозы, одержимости (или их эквивалентов).

Если эта связь и не видна на первый взгляд, то только потому, что семиотика воздействия и одержимости может скрываться в таких тончайших дискурсивных нюансах мышления и поведения, которые кажутся несущественными с точки зрения рутинной квалификации. На самом же деле фиксация и анализ этих нюансов чрезвычайно важны для понимания глубинных механизмов бредообразования.

В Malinowsky (1955) обращает внимание на распространенный в языческих культурах факт, что «магии обучают посредством таинственной инициации». Совершенно справедливо и обратное: ритуалы инициации насквозь пронизаны магизмом — в язычестве посвящение без магии было невозможным.

Одной из определяющих черт поведения посвящаемого была индуктивность, выражавшаяся имитативностью, автоматической подчиняемостью обрядовому канону в лице главного распорядителя ритуала. Эта индуктивность трактовалась всеми членами сообщества сверхъестественно как результат влияния его магической силы.

магический бред шизофрении

То же и в клинике. Объекты, от имени которых пациент воспринимает императивы, всегда наделены свойствами высшей мистической силы — могуществом, подчинением своей воле, сверхчувственным восприятием и т. д.

Культурально бред овладения перекликается с описываемой D.S. Timing (1967) в традиционных сообществах психотехникой «зомбирования», индукцией одержимости и автоматизма путем направленного внушения. Так, культ вуду предполагает усыпление жертвы ядом, погребение и откапывание, оживление с помощью другого вещества.

Оживший (зомби), обнаруживает снижение интеллекта, забвение прошлой жизни и полную покорность воле колдуна (бокора). Не важно, каким способом в культуре достигалась гиперсуггестивность и как моделировалась «смерть» — ядом, психоделиком, гипнозом или чем-то другим, важно, что все связанные с этим явления воспринимались тогда магически.

Психологическая предиспозиция к воспроизведению сходных поведенческих паттернов остается высокой даже в современном урбанизированном обществе, где бихевиорема «зомби», «одержимого», «биоробота» и т. п. приобретает новое лингвистическое и социальное звучание.

- Читать далее "Воздействие катартической магией на шизофрению. Бред воздействия молнией"

Оглавление темы "Особенности бреда при шизофрении":
1. Души умерших при шизофрении. Каннибализм в шизофреническом бреде
2. Пример каннибализма. Каннибалистический бред
3. Интерметаморфоз при шизофрении. Зооморфные интерметаморфозы
4. Пример интерметаморфозов. Феномены ложных узнаваний при бреде
5. Бред инсценировки при шизофрении. Инсценировка обрядового действа
6. Персекуторный бред. Игровое поведение при шизофрении
7. Магическое воздействие на посвящаемого. Бред магического воздействия
8. Воздействие катартической магией на шизофрению. Бред воздействия молнией
9. Огонь и вода при шизофрении. Бред воздействия огня и воды
10. Символика бросания при шизофрении. Магическое воздействие указанием
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.