Фратриальные тотемы. Групповой тотемизм

С.А. Токарев (1990) указывает, что птицы в древности являлись, как правило, фратриальными тотемами. Возможно, это находит отражение и в случае больной Г., тогда ее тотемистическая символика в системе фратриального дуализма могла бы быть выражена оппозициями: отец/мать, огонь/воздух, солнце/птицы.

Но очевидно другое: поведение героини наделено символикой как огня, так и воздуха, она — «огненная птица». Ее способность воскрешать, к тому же при помощи волн (лучей), однозначно указывает на первое - огонь (рус. «воскрешать» этимологически связано с «кресалом» - высекание огня). Отсюда очевиден семантический изоморфизм между бредом воздействия на пациентку и бредом ее особых способностей.

Единственным объяснением этому может служить исключительно магический принцип: приобретение способности к «волновому облучению» с целью умерщвления (вывода души из тела) и оживления (одушевления) достигается вследствие собственного опыта временной «смерти» (т. е. болезни) и нового рождения под воздействием такого же «волнового облучения». Здесь нельзя обойти вниманием возникающие в ходе подобной трактовки знаковые переклички между объектами человеческого тела (голова, мысль), космоса (солнце, огонь) и жилища (телевизор, облучение). Технообъект — телевизор выступает субститутом по крайней мере двух объектов - жилищного (окна в другой мир) и природного - солнца, огня. Болезнь головы есть следствие воздействия этого технообъекта, эквивалентного солнцу.

фратриальные тотемы

Духовные приобретения этой болезни (инициации) - волновое облучение, креативные способности (творить новую жизнь с помощью мысли, воздуха и огня) родственны магическим свойствам, которыми больная наделяет телевизор и солнце. В контексте знаковой системы жилища, рассмотренной ранее, показательно содержание вербальных галлюцинаций у Г. в манифестном периоде: императив матери «закрыть двери» означает не что иное, как запрет на внебрачные половые отношения (см. выше генитальную символику двери по А.К. Байбурину).
В качестве примера группового тотемизма (2% наблюдений основной группы) служит следующее клиническое наблюдение.

Больная К., 31 год (архив 1991 г.), русская На протяжении ряда лет обнаруживала сенестопатии, висцеральные, зрительные (видела «змей и богов») и поливокальные галлюцинации угрожающего, императивного содержания, бред гипнотического воздействия, а также вторичный паразитарный бред — идеи заражения гельминтами, позже связываемого с воздействием богов. В последние годы утверждает, что она и еще 10 человек, ее близкие (родители, брат и его семья, дяди, тетки и муж) произошли от одного большого червя. Их вырастили искусственно боги, нарастив на теле червя ткани и вложив в мозг программу с воспоминаниями о прошлом и всей историей Земли.

- Читать далее "Антропогония в мифах папуасов. Половой тотемизм"

Оглавление темы "Тотемизм и магия в шизофреническом бреде":
1. Фратриальные тотемы. Групповой тотемизм
2. Антропогония в мифах папуасов. Половой тотемизм
3. Рудименты тотемизма. Невербальные знаки тотемистического поведения
4. Феноменология тотемизма. Первобытная магия
5. Виды магии. Бред магии у больных шизофренией
6. Компоненты магического воздействия. Пример магии у больного шизофренией
7. Клинический пример магического бреда. Клиника магии при шизофрении
8. Пример параноидной шизофрении. Синдром Кандинского - Клерамбо с архаическим бредом
9. Тотемистические и магические аналогии. Синкретическое магико-тотемистическое действо
10. Религия как причина оформленности бреда. Семиосферы шизофренического бреда
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.